?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Гвидо Калабрези – американский юрист и судья, который является одним из лидеров нового научного направления – «право и экономика», то есть анализа существующих правовых институций с экономической точки зрения. Ниже - некоторые заметки по прочтению его недавно вышедшей на русском языке книги «Будущее права и экономики».

1. Калабрези в книге отмечает, что в принципе для общества вполне приемлемы решения, приводящие к гибели людей- поэтому, никто не запрещает автотранспорт. Однако люди крайне болезненны относятся к решениям, которые прицельно (именно прицельно) разрешают или предписывают гибель, поэтому (говорит Калабрези, глядя из США)- возникает такой шум и непропорциональная затрата ресурсов вокруг спасения путешественников в океане или спасения заложников.
Добавлю: потому-то в дискуссиях об абортах сторонники запрета стараются поставить этот вопрос как прямой вопрос о разрешении убийства- формулировка имеет решающе значение для того, что Калабрезе называет «внешними моральными издержками» (то есть страданиями людей, непосредственно не причастных к процессу, а только наблюдающих за ним).

2. Самое интересное в книге Калебрези - подход, согласно которому общественное возмущение некоторыми фактами – например, что «только богатым доступно хорошее образование» - можно рассматривать как издержки, аналогичные обычным материальным издержкам, и причем моральные и материальные издержки можно сравнивать и складывать друг с другом – так что в сумме, какой-то вариант окажется слишком дорогим, хотя альтернатива казалось бы в деньгах еще дороже. Бесплатная медицина может быть неэффективной, но чисто коммерческая может обойтись еще дороже, если учитывать моральные издержки.
Это, кроме прочего, способ связать экономику с этикой ( и задачами типа «убили бы вы толстяка»).
Конечно, на первый взгляд, моральные издержки не нужно компенсировать для воспроизводства товаров. Производство водки нуждается в компенсации затрат на сырье, а общественное возмущение - ну его. Но если разобраться, слишком большая доза общественного возмущения может приостановить производство той же водки.

3. Есть понятие "улучшение по Парето", которое означает ситуацию, в которой никто не претерпевает ущерба, но кто-то получает выгоду. Но Гвидо Калабрези настаивает, что анализируя ее, надо принимать во внимание "информационные издержки"- как вы воспринимаете изменение своего положения, узнав, что кто-то улучшил свое. Переводя на русский: если принять во внимание зависть, улучшение по Парето невозможно никогда.

4. Калабрези говорит, что общественная жизнь базируется на трех фундаментальных ценностях: 1) максимизация количества благ 2) справедливое, по возможности равное распределение этих благ 3) творческое участие в увеличении количества благ.
О противоречии первой и второй ценности- о том, как равенство мешает стимулировать производство, написано очень много,Калабрези об этом тоже говорит. Но надо иметь ввиду, что мы часто видим противоречие также между первой и третьей ценностью. Люди так хотят творчески участвовать, что не подпускают к работе других - тех, у кого бы получилось лучше, а заодно противодействуют роботизации, переносу производства в другие страны, требуют субсидировать ремесла - в общем, весь спектр феноменов, возникающих, когда «Интересная работа» становится самоцелью помимо ее результата.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
bluxer
Jan. 29th, 2017 10:49 am (UTC)
Любопытно...
Так какое же будущее у права?
k_frumkin
Jan. 29th, 2017 12:03 pm (UTC)
В данном случае в названии имеются ввиду не право и не экономика, а "право и экономика" как особое междисциплинарное научное исследование
bluxer
Jan. 29th, 2017 12:12 pm (UTC)
Ааа... Ну тогда вопросов нет :)
egovoru
Jan. 29th, 2017 02:26 pm (UTC)
Очень интересно, особенно часть про экономическое выражение моральных издержек. Сдается мне, эта мысль достаточно радикальная: немногие согласятся признать вслух, что, например, человеческая жизнь имеет конечную экономическую цену - обычно мы утверждаем, что жизнь бесценна. А, кстати, Калабрези включает жизнь в свою систему оценок, или до этого он все же не доходит?
k_frumkin
Jan. 29th, 2017 02:53 pm (UTC)
Он там пишет, что сам факт экономической оценки жизни вызывает моральные издержки, а еще, что жизнь входит в числе так называемых "мериторных благ"- то есть благ, распределение которых обычным способом (например рыночным), опять же вызывает моральные издержки и требует особых, модифицированных способов, сочетающих разные черты властного и рыночного распределения.
egovoru
Jan. 29th, 2017 02:58 pm (UTC)
А властное распределение благ разве не вызывает моральных издержек?
k_frumkin
Jan. 29th, 2017 03:11 pm (UTC)
Вызывает! В том то и дело, что чистые типы распредлений- рыночных и властных- в данном случае не годятся, нужны их модификации и смешения.
klikunov_nd
Jan. 29th, 2017 02:41 pm (UTC)
Извините, что лезу, но это направление входит в стандартный пакет подготовки как экономистов, так и юристов по программе Эразмус. Калабрези пишет неплохо, но достаточно путано. Посоветую учебник Кутера и Улина Law and Economics. Там все четче и определенней. На русский с легкой руки сотрудников ВШЭ переводят как "Экономический анализ права"
k_frumkin
Jan. 29th, 2017 02:50 pm (UTC)
В том то и дело, что Калабрези дистанцируется от "экономического анализа права" и объясняет, почему.
С оценкой текста не согласен, Калабрези пишет предельно ясно.
egovoru
Jan. 29th, 2017 03:06 pm (UTC)
"Калабрези пишет неплохо, но достаточно путано"

Единственный пока что читатель, оставивший свое мнение на Амазоне, тоже пишет: "Well written and easy to read".
k_frumkin
Jan. 29th, 2017 03:10 pm (UTC)
Может переводчик выпрямил?
( 11 comments — Leave a comment )

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow