?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Поэзия как смысл»

Мои заметки на полях недавно переизданной книги Корнелия Зелинского «Поэзия как смысл».

Читаю сейчас ранние труды Корнелия Зелинского, советского литературоведа, в 20-х годах бывшего идеологом литературного конструктивизма и в этом качестве предложившего интересную, и на мой взгляд до сих пор актуальную исследовательскую программу. Я бы сформулировал ее в 3 главных пунктах:
1. Акцент на организацию литературного материала, на «схемы», структуры, конструкции, взаимосвязи элементов и т.д.
2. Изучение влияний на литературную технику внелитературных факторов, в частности, закономерностей развития других видов деятельности, а также технических особенностей носителей информации (полиграфии и т.д.)
3. Рассматривать эволюцию литературы в контексте общецивилационного тренда на увеличение эффективности (рост полезного эффекта на единицу затрат, миниатюризация и «дематериализация» материальных средств).
Если говорит о п.1., то это структурализм, а Зелинский вместе с «формальной школой» был одним из его ранних предвестников. Вот только структурализм уже вышел из моды, а работы еще непочатый край))
П.2- чрезвычайно ценная мысль, и в реальности этой темой мало кто занимается, филологи мало смотрят на внелитературные реалии, а тут нужна культурантропология литературы. На русском языке я знаю одну книгу в этом ключе- «Введение в медиологию» Дебре. Про влияние интернета на тексты сейчас пишут много, но это только последний этап. Моя статья о клиповом мышлении, где я в частности рассуждаю о влиянии телеграфа, газеты (и интернета) стала самым моим цитируемым текстом - то есть потребность есть.
П.3. – тут конечно большие трудности, поскольку литература не нуждается в технической эффективности и не ясно, что считать для нее полезным эффектом. Однако в 1997 году вышла книга Голицына «Информация и творчество», в которой подробно разъяснялась, что многие свойства искусства возникли ради большей информационной эффективности. Так что есть о чем думать.
Работы
Зелинского
20-х удивительно ярки по фразе. «Идеи, как и вши появляются от бедности». Наверняка поздние работы несут черты упадка и деградации.


Встретил у Корнелия Зелинского очень странное словоупотребление: слово "кратность" используется в смысле ясное соответствия большому числу экземпляров, примеров, случаев. Понятие кратно материальным фактам. Противоположность кратности - "неделимость" или "квантовость"- в смысле принципиальной семантической новации, когда слово еще не вполне понятно. В лингвистике термин "кратность" используется совсем иначе (характеристика глаголов в смысле повторяемости действия).Тем не менее, можно понять, что тогда, в 20-х годах так это слово использовал не только Зелинский.


В 1924 году Корнелий Зелинский написал в неопубикованной рукописи, что сменовеховцы- это «Новые славянофилы», который пытаются опереться на «великодержавную гордыню» большевиков. Интереснее всего то, что уже так рано большевиков можно было в этом заподозрить


Корнелий Зелинский, литературный критик с дореволюционным философским образованием, в 20-е годы пытавшийся под видимо «Диалектики революции» протаскивать культурное западничество и даже ученичество у западной культуры - упрекает Маяковского в бескультурье, и формально он безусловно прав, но так бывает: поэт бескультурен, и даже его творчество терпит ущерб от этого бескультурья, и тем не менее сам он является вкладом в культуру.

А вот эти слова Корнелия Зелинского могли бы стать лозунгом российского спорта:
«Что такое допинг? Это мускулы, полированные, как рояль, резонирующие внутренними струнами.? Это пионерское «всегда готов», это бодрость веры и здоровья. Это напряжение всез сил, плюс еще что-то от артистизма и игры, делающей самую напряженность легкой. Когда победитель в беге разрывает грудью ленточку, он бросает еще улыбку своим друзьям на трибуне. Когда вы, после утреннего душа, затянув ремень на брюках, спрыгиваете затем на пол с таким чувством, что готовы завоевать весь мир, это ощущение и есть допинг».
( слова были сказаны в связи с Луговским, которого Зелинский назвал «Поэтом допинга», но мы это приспособим для других целей

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
nebos_avos
Feb. 24th, 2017 06:47 pm (UTC)
П.3 ключевым стал у Лотмана: поэзия как эффективная передача информации. В молодые годы мне это нравилось. А нынче убежден, что функция поэзии к этому не сводится.
k_frumkin
Feb. 24th, 2017 06:57 pm (UTC)
не ссводится, но в некотором смысле содержит в себе
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow