k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Что же происходит в мировом образовании?

Я – никакой не специалист по образованию. Но если судить о происходящих в системе образования процесах по прессе и личным впечатлениям людей, то у меня складывается такая картина:

1)      Наилучшей с точки зрения результатов  большинством (большинством дилетантов?) признаются системы школьного образования, основанные на жесткой дисциплине и авторитарном давлении на учащихся.

2)      Многочисленные эксперименты с предоставлением учащимся большей свободы, с опирающиеся на их спонтанные любопытство и креативность вроде как демонстрируют куда худшие результаты;

3)      Тем не менее, «дисциплинарные» системы образования постепенно разрушаются, поскольку они не могу существовать в обществе, где растет атмосфера свободы, вседозволенности, непочтения к авторитетам – плюс растет юридическая защита личности и достоинства детей.

4)      Западные общества решают эту проблему тем, что переносят основной массив даваемых учащимся знаний на более поздний возраст, когда  ученики становятся более сознательными и  выносливыми.

5)      Фактически это означает, что, вместе с увеличением продолжительности жизни в западных странах растет и продолжительность детства: лет примерно до 10 – сплошной детский сад, дети фактически ничему не учатся, а учиться начинают лишь юношеском возрасте, в котором в доиндустральные эпохи человек уже считался почти что взрослым.

6)      Противники этих процессов «удлинения детства» желают, что для интенсивной учебы теряется ранний возраст, когда, вроде бы как способности к усвоению выше.  Но остается не ясным, насколько общество действительно «упускает выгоду» от «деинтенсификации» учебы в младшем возрасте. В США, несмотря на то, что все ругают их школьное образование, нормальные инженеры, юристы и врачи.

7)      Конечно, лучше бы каждому ребенку давать индивидуальную  оптимальную траекторию обучения- и для каждой профессии. Пианистов учить с 4 лет,  юристов- после 25… Но индивидуальная траектория начинает вырабатывается только тогда, когда об «сложный случай» ломается типовая траектория.

Надеюсь, это все не совсем так.
Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…