- В политических, моральных и общественных дискуссиях, ведущихся вокруг нас используется стереотипный полемический прием: разоблачаются (мнимо или обосновано) низменные мотивы носителей всевозможных общественных функций и «миссий». Церковники думают не о спасении души, а о своем обогащении; правозащитники думают не о защите прав, а о получении американских грантов; врачи думают не о нашем здоровье, а о комиссионных от фармацевтических корпораций.
- Георгий Щедровицкий, который ввел понятие «деятельности» как надличной и самодовлеющей реальности в определенном смысле дал общее опровержение этих аргументов: надо различать личные интересы деятеля и сущностные цели деятельности, медицина может преследовать цели излечения пациента, даже если врач лично преследует цель заработать.
- Однако, это, слишком теоретическое возражение работает только «в целом» и «в конечном итоге». Сущностные цели деятельности возникают и развиваются в результате сложения большого числа влияний со стороны деятелей, потребителей результатов деятельности и других общественных субъектов.
- В каждый данный момент сущностные цели деятельности, разумеется, могут подвергнуться искажениям из-за личных интересов деятеля, хотя возможны ведь и обратные случаи: врач сам отговаривает пациента от дорогостоящей операции.
- В современном обществе важнейшей точкой, в которой реализуются искажающие взаимовлияния между интересами деятеля и целями деятельности является площадка переговоров (коммуникации) деятеля со спонсором деятельности (покупатель результатов деятельности на рынке есть частный случай спонсора). Если медицина государственная, врачи пытаются добиться увеличения ассигнований, а чиновники ставят им условия. Если медицина рыночная, переговоры происходят между врачом и пациентом.
- Главная проблема спонсора в этих переговорах заключается в том, что он не обладает равной деятелю компетентностью, и не может делать обоснованных профессиональных суждений о том, какие корректировки нудно внести в деятельность. Между тем, деятельности, окружающие современного человека становятся все сложнее.
- Таким образом, во весь рост встает вопрос о том, что в современном обществе человек, (равно как и любой субъект) должен обладать компетентностью в сферах деятельности, которыми он не занимается, но к которым он имеет отношение - как потребитель результатов или как уполномоченный обществом регулятор (назовем такого рода субъектов «ангажированными непрофессионалами»).
- Разумеется, нет никакой возможности дать всем пациентам медицинское образование. Поэтому, реальным решением должно стать возникновение «буферов», позволяющих ангажированным непрофессионалам подключаться к коммуникации профессионалов. Предельно развитый вариант подобного буфера- адвокат, «подключающий» непрофессионала к коммуникации профессиональных юристов. Хорошо бы и к врачу ходить с медиком-адвокатом!
- За пределами адвокатской деятельности примеров таких буферов в развитом варианте практически не найти. Их заменителем являются государственный надзор за профессиональной деятельностью, государство таким образом выступает как всеобщий адвокат и защитник, но надзор государства может быть только рамочным, а тенденция передачи регулирующих функций саморегулируемым организациям ослабляет его актуальность. Еще один маломощный компенсатор нехватки компетентности потребителей - Общества защиты прав потребителей.
- Система саморегулируемых организаций демонстрирует, в какой же степени современному обществу не хватает компетентных потребителей. Регулирование деятельности во имя интересов общества возлагается лишь на одну сторону процесса - ассоциацию поставщиков товаров или услуг. Очевидно, что такое одностороннее регулирование может оказаться сговором против потребителей, но организованных и компетентных потребителей в обществе просто нет – виду чего их пытаются заменить государственные чиновники.
- Таким образом, важнейшей линией усложнения общественных отношений в ближайшем будущем должно стать увеличение компетентности потребителей и возникновение новых институциональных буферов между профессионалами и ангажированными непрофессионалами. Происходит это может в разной форме, например: возникновение коллективных организаций потребителей услуг и товаров определенного типа, участвующих в «саморегулировании» сегмента экономики наряду с организациями производителей; размножение различных консультантов, помогающих производителю общаться с поставщиками и производителями в режиме «личного адвоката», превращение помощи в закупках и консультирования потребителей в бизнес; возникновение электронных экспертных систем выбора и сравнения предлагаемых услуг. Иные формы сегодня нельзя предсказать. Пропагандируемая Игорем Эйдманом система коллективных покупок в Интернете также может быть шагом в этом направлении.