k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Псевдоэтнизация элиты


 

1.    Практика большевиков во времена красного террора брать заложников «из числа буржуазии» абсолютно уникальна; взятие заложников применялось во время Французской революции, но тогда в заложников брали целенаправленно родственников враждебных эмигрантов. Позже, взятие заложников использовалось во время войн -  наполеоновских, франко-прусской, первой и второй мировой, во время Первой мировой войны русские военные власти вроде бы как-то даже брали в заложники немцев-колонистов из числа собственных граждан; но всякий раз это была акция одного народа против другого. Военные власти рассчитывали на чувство национальной солидарности, надеясь, что кто-то воздержится от диверсионных акций, опасаясь за жизнь своих соплеменников.

2.    Большевики, когда брали заложников, рассчитывали не на родственные чувства (хотя родственников брали тоже), не на национальные чувства - а на чувство сословной и классовой солидарности. То есть,  интеллигенцию и буржуазию большевики истолковывали как сообщество, обладающее таким же  чувством сплоченности, каким обычно обладают отдельные народы.

3.     Этот факт стоит сопоставить с мыслью, высказываемой многими русскими мыслителями по поводу социальной ситуации в дореволюционной России:  разделение между «Образованными классами» и народом было настолько резким, что касалось не только экономических, но также бытовых, культурных и даже языковых аспектов, так что можно было сказать, что народ и элита представляют собою два разных этноса.

4.     В сущности, Россия в этом не уникальна. Нет числа примеров, когда элита вырабатывает особый быт, одежду, кухню, жаргон и социальную психологию. В некоторых странах (например Греции) почти официально зафиксировано разделение литературного, «интеллигентского» -  и народного языка.

5.     Между тем, что есть этнос как не сообщество, обладающее общей исторической судьбой,  культурой, бытом, языком и территорией? Удивительно, но под это определение  элита попадает почти также хорошо, как и сам народ в целом.

6.    Это, конечно, не означает, что элиту нужно рассматривать как этнос, но это означает, что в социальной дифференциации имеется «этнический потенциал», и что при обострении этой дифференциации, представители общественных классов начинают рассматривать друг друга как люди разных народов, как «чужеземцы».

7.    В книге Гельмута Шока «Зависть» обсуждается тот факт, что по отношению к сопоставимым, социально близким людям зависть сильнее, крестьянин скорее завидует богатому крестьянину, чем аристократу; но важно то, что аристократ для крестьянина- этнически более далекая величина, а значит является более уязвимым лицом с точки зрения кода «свой-чужой».

8.    Важнейшая тема общественного сознания - представление элиты как «чужого народа», не заинтересованного в делах нации и не являющегося с ней единым. Можно даже говорить о специфическом полемическом приеме – «псевдоэтнизации элиты».   Псевдоэтнизация – нарочитое изображение элиты как квазиэтническое сообщество, с особым бытом, языком, моралью, и психологией, обладающее внутренней солидарностью, но не чувствующее никакой солидарности  с остальным обществом. Разумеется, элита в значительной степени обладает всеми этими чертами – и поэтому можно говорить об «этнификации» элиты, ее превращении в квази-народ.  Но «псевдоэтнизация» придает элите даже больше этнических черт, чем у нее есть на самом деле.

9.    Один из типичных приемов «псевдоэтнизации»- преувеличение влияние определенного этнического элемента элиты, например «там на верху- все жиды».

10. Функция желтой прессы как раз и заключается в том, чтобы сконструировать этнографию элиты: теперь все думают, что средних представитель высокооплачиваемых слоев как правило отдыхает в Куршавеле в компании проституток, ездит на работу на яхте, а свободное время проводит в пьяных дебошах. Такой народ!


Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments