k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Я и Мы как субъекты познания

Последние годы приходилось вести очень интересные дискуссии с людьми,  стремящимися редуцировать познание к опыту - например, кантианцами и радикальными конструктивистами.

Хотя их позиция часто производила впечатление логически безупречной, мне каждый раз казалось очень странным и запутанным одно место в ней - а именно соотношение Я и Мы.

Когда радикальный  конструктивист или  кантианец говорит о восприятии или опыте, он описывает  их так, что становится ясным, что речь идет об индивидуальном опыте. Однако, индивид не породил науку, не создал человеческого познания, и вообще индивид так понимаемый - это солипсист, которому не дано ничего кроме звуков и цветовых пятен. Но кантианцы говорят: нам дано, мы видим, мы воспринимаем. Они явно намекают на коллективный субъект познания. Однако «Мы», коллектив, устроен совсем по-другому, чем Я, индивидуальный наблюдатель.  У «Мы» нет сознания, и нет данного индивиду единого и тотального поля восприятия. «Мы» состоит из отдельных наблюдателей, которые могут смотреть друг на друга, и таким образом констатировать «я» как эмпирический, материальный факт. «Мы» видит ограниченность и смертность  индивида, и таким образом легко конструирует идею вещи, находящейся за пределами восприятия индивидом.  Мы видит себя как материальный, эмпирический факт, а значит осознает свою ограниченность во времени и пространстве, и легко вводит понятия вещи, находящейся за пределами доступа к «мы».  Игра возникающих и исчезающих наблюдателей имеет совсем не те же свойства, что тотальное и непрерывное наблюдение индивида.

И тут возникает проблема социологии познания: индивиду со своей индивидуальной, фихтеанской точкой зрения очень трудно преодолеть давление коллектива предлагающего ему категории и диспозиции познания.

В сущности, академик Фоменко ввязался именно в эту проблему: он предлагает каждому своему  читателю перепроверить и перепродумать все ориентиры, предложенные историей, культурой, коллективом.  Самое меньшее - это очень трудно.

Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments