k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Немного скепсиса по поводу творческого труда

Читая многих современных авторов, пытающихся развивать идеи социализма и посткапитализма часто встречаешься с мнением, что будущее "посткапиталистчиеское" преобразование общества произойдет за счет распространения творческого труда, который, будучи  "гипермотивированным" побуждает людей трудиться независимо от материального вознаграждения. Может быть, что-то в этом мнении  есть.  Но вообще-то, такой феномен как «творческий труд» с научной точки зрения мало изучен. Многочисленные мыслители, уповающие что он преобразит социальный строй- от Оскара Уайльда до Владислава Иноземцева- положа руку на сердце, пользуются примерно теми представлениями о творчестве, которые были заложены еще романтиками в начале XIX века.
А представления эти - будем опять же откровенны- во многом представляли собой идеологию нарождавшегося и осознававшего свою автономию сословия представителей творческих профессий. Писатели, художники и философы не только зарабатывали своим ремеслом, но и создавали сказку о себе как о бескорыстных, гипермотивированных и готовых на чудеса самопожертвования «сверхтруженников».
Да, это не было чистой ложью, и множество наблюдений за творческими людьми во многом подтверждают правомерность этой «сказки». Но из этого еще не следует, что мы имеем право на универсальные выводы о человеческой природы.
Какому проценту населения доступны радости творческого труда? В какой степени эта склонность к творчеству предопределена наследственностью? В какой степени мотивация к творческому труду связана с материальным вознаграждением? В какой - с удовлетворением честолюбия? В какой степени творческий труд обладает теми свойствами, которыми обладает, именно потому, что фуннкционирует в контексте иного, в частности наемного, "капиталистического" труда?
Ответов, выходящих за пределы бытовых наблюдений и беллетристических штампов нет, серьезных социологических, психологических и экономических исследований творческого труда не известно, и, во всяком случае, они не находятся в «Обороте» у занимающихся посткапитализмом авторов.


Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment