k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

"Человек из зеркала" Верфеля и другие забытые шедевры драматургии

Чтение старинных драматических сочинений иногда позволяет найти  жемчужины, которые совершенно напрасно забыты российским театром.

Современный театр помнит из прошлых времен только несколько самых ярких имен (Шекспир-Мольер-Островский и т.п.), да и из них – только ведущие пьесы.

А между тем, забытыми остались подлинные шедевры.

Чтобы я порекомендовал нашим режиссерам, если бы меня спросили?

Во-первых, Фридрих Геббель (Хеббель) – гений,   можно брать любую его пьесу. Например «Агнесса Бернауэр». Наследник баварского престола женился на  мещанке, папаша из-за проблем с престолонаследием ее казнит. И не потому что зверь, сам мучается - но понимает, что иначе ни как. И канцлер мучается, хочет спасти девушку-  но понимает, что иначе – ни как. Кончается тем, что герцог отдает сыну корону и говорит: попробуй  править сам хотя бы один годик,  а потом скажи, прав  ли я был. Просто сюжет для фэнтези – ну например Дяченко.

Другой немецкий драматург  – Раупах. В энциклопедиях написано, что он автор бездарных и малохудожественных исторических пьес. Но вот одна пьеса у него очень интересная - «Хованские». Из русской истории. Командир стрельцов Хованский собирается захватить власть, для чего ему надо жениться на царевне Софье. Он считает, что он избранный, которому дана миссия прекратить в России распри и повести ее к возрождению.  Интриги бояр против него ни к чему не приводят, однако, им удается возбудить в Софьи ревность, и она казнит отца Хованского. Потом Хованский со стрельцами, захватывает и столицу, и дворец, все выясняется- но чтобы идти к своей цели надо немного: жениться на отцеубийце. И вот тут Хованский понимает, что он – не избранный Богом. Стать тираном он может, а прекратить распри и т.д. – нет. Добровольно отказывается от власти и предает себя в руки боярского правосудия.

И наконец, подлинный шедевр – «Человек из зеркала», мистическая трилогия немецкого экспрессиониста и поэта Франца Верфеля.  Идеальная пьеса для театра «Сатирикон», если бы у меня был электронный адрес Константина Райкина, обязательно бы написал ему о ней. Человек собирается в монастырь (не христианский, скорее буддийский). В монастыре ему предлагают провести ночь с зеркалом. Из зеркала выходит его демонический двойник- «Шпигельменш», зеркальный человек, который , как Мефистофель, ведет его по жизни, увлекая всевозможными соблазнами, кривляясь, делая акробатические кундштуки – и в  итоге оставляет героя в полном отчаянии и отвращении к себе. На неком суде главному герою предлагают судить себя самому,  и герой приговаривает себя к смерти. Шпигельменш является к нему в камеру под разными масками, уговаривая не убивать себя, опять соблазняет, пугает смертью – герой, полный отвращения к себе, выпивает, как Сократ чашу с ядом. Шпигельменш умирает, камера исчезает, а герой оказывается в монастыре – ему говорят, что он прошел искус. «Черный человек»-Есенина – видимо отсюда. Имеется прекрасный русский перевод этой пьесы в стихах, но он не переиздавался уже лет этак 85.

Пост затягивается, а я бы еще о паре  пьес рассказал.

Tags: драма, литература
Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments