k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Еще о забытых драматических шедеврах

 В ввиду некоторого интереса, проявленного к предыдущему посту, хочу рассказать еще о  трех «забытых» пьесах-шедеврах, которые стоило бы вернуть в театр.

«Ченчи» - трагедия Шелли,того самого поэта, чья жена написала «Франкенштейна». Об графе Ченчи- негодяе, насилующем собственную дочь. Он страшный злодей, но добиться на него управы невозможно. Отчасти потому, что он умеет людей запугивать, а от властей- откупаться. Но еще и потому, что действие происходит в папском государстве, а Папа – всеобщей отец и покровитель отцовской власти – и всегда на стороне отцов против детей. Доведенные до отчаяния сын и дочь устраивают убийство папаши. И надо же было такому случиться, что через пять минут после убийства в замок являются слуги закона, чтобы арестовать графа за какое-то предыдущее преступление. То их было не дозваться, а как не надо – пожалуйста, вот они. Видя, что предмет ареста мертв, они арестовывают его жену и детей. Последнее действие – поединок несчастной дочери против государственной обвинительной машины, которая теперь конечно честная, и не знает  снисхождения. Папа в помиловании отказал – по указанной выше причине.  Говорят, в основе сюжета лежат подлинные факты. 

«Тимон Афинский» - трагедия, а вернее трагикомедия Шекспира. Конечно, глупо говорить, что у Шекспира есть что-то забытое, и все же публика о ней не помнит. Тимон – добрейший и беспечный, сверхблагодушный человек, готовый любому предложить все свое состояние. Кончается это, конечно, разорением – и все бывшие друзья от него  отворачиваются. Потрясенный человеческой неблагодарностью, Тимон мгновенно превращается в человеконенавистника и циника и уходит от людей в лес. Там он находит огромный золотой клад, но возвращаться к людям не хочет, а дает деньги путчисту Акливиаду – чтобы он захватил ненавистные Афины.  Кода испуганные лидеры Афин приходят к нему с просьбами возглавить оборону от путчистов, и предлагают возглавить оборону – Тимон отвечает, что, сочувствуя своим согражданам, которые страдают от страха, он советует им повеситься. Жизнеутверждающая такая пьеска. 

Ну и последнее - «Семейство Шроффенштейн» Генриха фон Клейста. В принципе пьеса – сознательная переделка «Ромео и Джульетты», но акцент в ней сделан не на двух влюбленных, а на вражду двух семей. Две графских семьи охвачены взаимным подозрением, поскольку в случае вымирание одной ветви их земли достается другой.  И вот, как-то оказывается убитым маленький сын первого графа. Дальнейшее - трагическая история того, как представители двух семей, несмотря на наличие некоторых здравомыслящих людей и добровольных посредников – ни как не могут объясниться друг с другом, механизм вражды и подозрительности заставляет их как бы наращивать обвинения друг к другу и преступления друг против друга – в результате, дело доходит до открытой войны, в которой гибнут оба молодых влюбленных. А ребенок, из-за которого все началось, как выяснилось, оказывается просто утонул, и никто его не убивал.  Можно сказать,  политически актуальная пьеса. Литературоведы пишут, что «Семейство»- самое первое и самое худшее произведение Клейста, а мое мнение прямо противоположное: оно самое лучшее у него, и в наше время это особенно видно.  


Subscribe

  • Истерика

    Некоторые российские интеллектуалы по поводу парижского теракта подняли настоящую истерику на тему: сейчас придут эти страшные суровые мусульмане с…

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments