Но что волновало драматургов в ту эпоху? Это было время когда драматургия в первую голову обсасывала со всех сторон тему женской неверности, внебрачных и добрачных связей. Оба спектакля в "Совремннике" - о том как девушка, с "душой, стремящейся ввысь" набирается храбрости и - во дает! - уходит от мужа в надежде соединиться с любимым человеком. Но любимый оказывается не таким хорошим, как хотелось бы, жениться - подонок! - не собирается. В итоге- у Южина героиня как последняя Офелия возвращается к мужу, а у Найденова остается жирное многоточие, не ясно вернется ли она к мужу, но любовников успевает сменить немало- да вот беда, все теряют к ней интерес, кто на утро, кто через год. Погибла девушка.
У Сумбатов-Южина эта лирическая тема нарушена совершенно не имеющей отношения к действию "публицистической" вставкой о том, как муж героини мечтает создать собственную газету, и нет бы, чтобы стать рупором общественности, а он - подлец! - только о своем личном успехе думает, за что его правдолюбы и разоблачают. При большом желании эту газетную тему можно счесть актуальной. А вот тему ухода от мужа актуальной не счесть никак, хотя конечно человеческие страдания вечны, и при желании можно войти в положение и античного раба, и крепостного, и "опозоренной" барышни времен Блока. Хотя , честно говоря - проще в положение раба.
Но, в конце концов, театр вполне может эксплуатировать эту архаику- это тоже свеообразный антикварный бизнес.