k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Трагедия "Ушла от мужа"

Как раз накануне июльского отпуска посмотрел в театре  "Современник" две пьесы - "Хорошенькая" Найденова и "Джентельмен" Сумбатова-Южина. Удивительно похожие пьесы и удивительно похожее впечатление от спектаклей. Тот крайне редкий в нынешние времена случай, когда прекрасная режиссура и безупречная игра актеров четко оттеняют слабую драматургию. В "Современнике" решили поискать необычные для нашего репертуара пьесы - и нашли двух драматургов, популярных в России в конце XIX - начале XX века, но с тех пор основательно, и видимо заслуженно забытых. От Найденова осталась одна  пьеса- "Дети Ванюшина", сюжетный двойник "Мещан" Горького, экранизированная с Кайдановским, от Сумбатова-Южина- который был известным актером, директором Малого театра и педагогом Найденова - вообще ничего.
Но что волновало драматургов в ту эпоху? Это было время когда драматургия  в первую голову обсасывала со всех сторон тему женской неверности, внебрачных и добрачных связей.  Оба спектакля в "Совремннике" - о том как девушка, с "душой, стремящейся ввысь" набирается храбрости и - во дает! - уходит от мужа в надежде соединиться с любимым человеком. Но любимый оказывается не таким хорошим, как хотелось бы, жениться - подонок! - не собирается. В итоге- у Южина героиня как последняя Офелия возвращается к мужу, а у Найденова остается жирное многоточие, не ясно вернется ли она к мужу, но любовников успевает сменить немало- да вот беда, все теряют к ней интерес, кто на утро, кто через год. Погибла девушка.
У Сумбатов-Южина эта лирическая тема нарушена совершенно не имеющей отношения к действию "публицистической" вставкой о том, как муж героини мечтает создать собственную газету, и нет бы, чтобы стать рупором общественности, а он - подлец! - только о своем личном успехе думает, за что его правдолюбы и разоблачают. При большом желании эту газетную тему можно счесть актуальной. А вот тему ухода от мужа актуальной не счесть никак, хотя конечно человеческие страдания вечны, и при желании можно войти в положение и античного раба, и крепостного, и "опозоренной" барышни времен Блока. Хотя , честно говоря - проще в положение раба.
Но, в конце концов, театр вполне может эксплуатировать эту архаику- это тоже свеообразный антикварный бизнес. 
Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments