k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Две социальные функции воображаемого

Существует два прямо противоположных взгляд на роль искуства в обществе и его отношении к социальным изменениям.

Оба этих взгляда приводятся на страницах «Прагматической эстетики» Р.Шустермана.

С одной стороны:

«Искусство предлагает видение иных социальных миров и образа жизни; это может способствовать пониманию того, что наши собственные социально-устоявшиеся практики не являются ни необходимыми, ни идеальными; и, тем самым, открывается путь для изменения».

С другой стороны -

«Искусство неявно поддерживает никуда не годную и ужасающе несправедливую социальную реальность путем создания суррогатной воображаемой сферы, где наши нереализованные надежды на лучшую жизнь и наши обоснованные требования лучшего общества вытесняются, очищаются и удовлетворяются, но только в воображении».

Дилемма конечно, гораздо шире вопроса об искусстве и относится вообще к сфере воображения и воображаемого. Что такое воображаемое - исток эскапизма или стимул для преодоления действительности? Оно подменяет действительность или обвиняет ее?

Эта проблема,например, обсуждается в «На дне» Горького, которую уже 100 лет толкуют — и не могут истолковать: ложь старца Луки действительно может преобразовать человека, или дает ему лишь иллюзорное утешение?

И тоже самое — что такое Америка для России? Как эталон политической и правовой системы она способствует революционным брожениям. Но как направление эмиграции ("эскапизма") самых активных жителей России она, наоборот стабилизирует нашу политическую ситуацию.

Или политическая роль Интернета сейчас- в него прячутся или от него возбуждаются?

Думается: для большинства искусство и воображаемое — возможности уйти от действительности. И лишь для ничтожного меньшинства- источники мечты, воплощающейся в действия. Потому то и выделяют особый тип людей - пассионариев- способных руководиться воображаемым.  
Мечтатель - это не человек с развитым воображением. Это тот, кто действует под влиянием воображения. А фантазия как таковая у него может  быть развита не так уж и сильно. 

Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments