k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Category:

Роман и философская книга Сергея Жемайтиса


Одно из подразделений "Вагриуса" выпустила в свет фантастический роман С.С. Жемайтиса "Паря над бездной райских врат". Готовится выпуск "однотемной" философской книги этого же автора. Роман напечатан с моим послесловием, где, в частности, сказано:

 

Первое, что нужно разъяснить, чтобы снять все вопросы и недоумения, которые могут возникнуть у  любителей фантастики –   автора этой книги, Сергея Сергеевича Жемайтиса не надо путать с его отцом   Сергеем Георгиевичем Жемайтисом, знаменитым руководителем  редакции фантастики издательства «Молодая гвардия» и автором фантастических повестей «Багряная планета», «Вечный ветер» и «Большая лагуна». Сергей Сергеевич, филолог и научный журналист, в фантастике до сих пор «отметился» только однажды, выпустив в 1991 году двухтомный роман «Абстрактный человек», посвященный теме экстрасенсорики и неизменного участия НКВД в жизни экстрасенсов. Кстати, по понятным причинам, роман этот часто приписывают отцу автора. Но вот, после семнадцатилетнего перерыва С.С. Жемайтис пишет новую книгу, причем не одну, а сразу три. Представленный вниманию читателей роман «Паря над бездной райских врат» является первой частью трилогии – что, для современной российской литературы   вполне обыкновенно. Однако, что совершенно беспрецедентно – к фантастике относятся только одна из книг трилогии. Остальные две - произведения «нон фикшен».  Вместе с романом, Сергеем Жемайтисом сегодня написана также философская книга «Вальс истин на кресте миров», и эстетико-психологический трактат «Авангард и архитектура сознания». Роман  «Паря над бездной райских врат» можно рассматривать как своеобразную литературную иллюстрацию к теоретическим трудам автора. Или наоборот – его трактаты можно считать философским послесловием к роману. Так или иначе, но Сергей Жемайтис решил изложить свои взгляды на мир тремя разными способами. И это не случайно, поскольку в основе романа как раз и лежит идея достижения одной и той же истины разными маршрутами. Можно идти через науку. Можно через религию. Можно через искусство. В конце романа ученый, священник и художник сходятся в одной точке, чтобы увидеть… Увидеть что? Вот в этой-то финальном пункте и возникает связь между «Райскими вратами»  и остальными книгами трилогии. Чтобы понять точно, что же именно увидели герои романа в его финале, надо читать теоретические труды Сергея Жемайтиса – хотя и в романе это объяснено достаточно доступно. Но все же, тот, кто хочет разобраться – может обратиться от искусства к теории. Прежде всего - к теории искусства. Ведь и роман, и теоретические труды Сергея Жемайтиса пронизывает  настоящее преклонение перед искусством русского авангарда. И это тоже не должно нас удивлять: если сегодня любители русской фантастики знают романы, написанные по мотивам «Илиады», «Одиссеи», «Махабхараты» и «Розы Мира», если героем романа может быть Николай Гумилев, если в романах могут подробно разбираться символика свастики и пентаграммы – то почему бы не появиться роману, написанному под знаком «Черного квадрата»? 

Tags: Литература, фантастика
Subscribe

  • От виртуальности к дополненности

    Между прочим покемоны - очень важно. Ведь это же первый, кажется, случай массового и коммерчески успешного применения технологии дополненной…

  • Происхождение европейской утопии

    Европейская утопия (Мора, Компанеллы, Рабле) возникла из несовпадения с одной стороны первых интуиций об обществе как организме с рациональным…

  • Поланьи, рынок и Древние Афины

    Если верить Карлу Поланьи (ему в данному пункте не обязательно верить, но…) рыночная площадь (агора) которая находилась в древнегреческих…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments