О книге американского экономиста Альберта Хиршмана «Выход, голос и верность».
Гланая идея книги в следующем: когда человек сталкивается с ухудшением качества предоставляемых ему товаров или услуг, у него есть три возможных типа реакции: выход – сменить поставщика, голос – начать общение с поставщиком , ругаться, жаловаться, взывать к его совести, верность – продолжать потреблять ухудшенные услуги несмотря ни на что. В книге анализируются различные комбинации трех типов реакций, из которых самая интересная - ситуация "не полного монополизма": когда некая система поставки услуг имеет почти монопольное положение, то наличие у него ограниченного круга конкурентов – это даже хуже, чем если бы этих конкурентов не было совсем. Потому что, если есть крайне ограниченный круг конкурентов, то опцией «выход» (то есть возмрожностью перейти на обслуживание к этим конкурентам) пользуются самые богатые и самые активные потребители, которые в противном случае воспользовались бы опцией «голос» для улучшения услуг. На обслуживании у монополиста остаются самые вялые, которым некуда деться – и монополист окончательно деморализуются. Так бывает: когда большинство населения пользуется госпочтой, но самые богатые могут пользоваться частными почтовыми службами. Или: когда большинство население посылает детей в государственную школу, но самые богатые могут их отправить в частные или иностранные школы ( все про Россию, хотя Хиршман не имел нас ввиду). Но только жалобы активной части населения могли бы улучшить работу госпочты или госшколы, хотя бы потому, что у богатого населения есть лоббистские возможности. Но государство дает возможность богачам создать для себя специнфрастрктуру – а на остальное население плюет.
А я вот подумал: тоже самое и с гражданством. Тоталитарные режимы ждут от граждан только «верности». Демократические режимы предоставляют им активно использовать опцию «голос». Опция «выход» не считается легитимной в отношениях граждан и страны. Однако в реальности, опция «выход» (эмиграция) способствует стабилизации политичесикх режимов – поскольку уезжают, зачастую, самые активные. Недаром, при Брежневе диссидентов выслали за границу.
А в будущем, в условиях перманентного переселения народов, опция «выход» станет нормальной, а государства будут бороться за граждан, как сегодня коммерческие фирмы – за потребителей.