Роман Питера Уоттса «Ложная слепота» - после произведений Лема самый философский из известных мне фантастических романов, и даже не потому, что он самый интеллектуальный, а потому, что он затрагивает самую философскую из всех философских тем – природу сознания. И в частности, ключевую и сложнейшую проблему – функции сознания в процессе мышления. Как резонно отмечается в романе, мышление, мозг могут справляться с задачами по обработке информации и в бессознательном состоянии. Зачем же, спрашивается нужно «отдавать себе отчет» в том, о чем ты мыслишь? Уоттс дает полуответ: оказывается роль сознания сводится к тому, чтобы ограничивать возможности сознания. Сознание – это некий «генеральный директор» мозга, вершина «неврологической бюрократии», функции которого сводятся к тому, чтобы получать от мозга «докладные записки». В реальную работу мозга он не вмешивается, но поскольку он не может читать слишком много записок, то образует некое «узкое горло», через которое не может протиснуться слишком большой информационный поток.
Мое мнение: может быть все это верно, но мы ничего не узнали о функции сознания. Может быть, «архитектура» нашего мышления действительно перестроена таким образом, чтобы отчитываться перед сознанием, но это не означает, что сознание как-то участвует в мышлении. Если повар, как это бывает в некоторых ресторанах, должен демонстрировать посетителям, как он готовит еду, то это конечно влияет на скорость приготовления, но это не означает, что зрители участвуют в готовке. Что же делает сознание? Ничего. Но сознание является источником всякой ценности, ибо только благодаря сознанию имеется различие между существованием и не существованием ( мелочь). Если все, что делает живое существо – ради выживания, а выживание – ради существование, то существование должно чем-то отличаться от небытия. Для «спящего» существа, для неодушевленного предмета этой разницы нет. Хотя (тут нюанс, о котором можно было бы говорить и дольше) будучи источником ценности, сознаниие не обязательно является источником мотивировок наших поступков. Но ценность существования предает особый субъективный оттенок этим мотивировкам. Точнее и яснее в блоге об этом сказать трудно.