На сайте экзистенциальной и гуманистической психологии выложено мое эссе о том, когда человеческая деятельность осмысленна, а когда- бессмысленна.
Кроме прочего:
Когда мы говорим, что проигранное дело не бессмысленно, надо учитывать, что культура за редким исключением не рассматривает таких деяний, которые бы были с одной стороны абсолютно и стопроцентно безнадежны, а с другой – не бесконечно-цикличны, как труд Сизифа или Данаид. Деяния, ограниченные во времени либо бывают с хоть каким-то, пусть маленьким, шансом победы – как покупка лотерейного билета, либо становятся благородным жестом – как борьба с заведомо превосходящим противником. Абсолютно и предвидимо безуспешные предприятия являются нонсенсом и культурой всерьез не рассматриваются. Попытка выиграть в лотерею, где заведомо нет выигрышных билетов, скорее может восприниматься как следствие сумасшествия или глупости – то есть иного способа видеть реальность, в рамках которого существуют иные представления о смысле и бессмысленности. Глупый поступок бессмыслен только с точки зрения так называемого нормального человека – но не дурака или сумасшедшего. Исходя из этого ясно, что цикличность является единственным всерьез рассматриваемым в культуре типом заведомо безуспешной деятельности. Безуспешность же цикла обеспечена тем, что даже и удача в рамках цикла должна оказаться лишь звеном в цепи перемен. Итак, мы пришли к следующему выводу: заведомо бессмысленно безрезультатное препровождение времени, любая же деятельность может быть осмысленна независимо от ее результатов.Осмысленный результат – это не обязательно только реализация смысла, но и любой альтернативы, являющейся одним из возможных результатом наряду – обязательно наряду – с реализацией смысла. И желательно при сопоставимых шансах. Бессмысленно участие в предприятиях, которые заведомо абсолютно и стопроцентно неудачны, но в полной мере к таким могут быть отнесены лишь деятельности, замкнутые в порочный круг.