Казалось бы, религиозность и забота о репутации могли бы быть независимыми факторами, повышающими вероятность совершения моральных поступков. Однако, исследование показывает, что толи религиозность служит катализатором заботы о репутации, толи наоборот - забота о репутации служит катализатором религиозности.
Прежде всего, приходит в голову что Бог - это ведь тоже, в каком-то смысле внешний наблюдатель, следящий за твоей репутацией. В этом смысле религиозность связана с повышенной чувствительностью к мнению внешних наблюдателей, кто бы они ни были. Объяснять это можно как угодно. Фрейдистское объяснение: идея Бога возникает из проникшего в подсознания чувства, что за тобой наблюдают родители. Социокультурное объяснение: исследование американское, а в США принадлежность к религии повышает репутацию солидности и добропорядочности человека, следовательно подчеркнуто религиозны будут заведомо те, кто заботится о репутации.
Вспоминается, что одна из первых (если не первая) систем светской этики Нового времени была "Теория нравственных чувств" Адама Смита, которая как раз выводила мораль из стыда перед предполагаемым внешним наблюдателем.