Все наши важнейшие институции вопиют о своем несовершенстве и неправильности.
На госаппарат безбожно раздут (это кроме прочих его недостатков).
Наша наука (особенно гуманитарная) более чем на половину состоит из неспособных к сколько-то содержательным исследованиям полуспециалистов, отстает от мирового уровня, причем наихудшее впечатление в смысле прогрессивности производит именно верхушка ученой корпорации.
Наше высшее образование также избыточно количественно и сомнительно качественно, в доброй (если не большей) половине вузов и факультетов не могут готовить кому-то нужных специалистов, а должности ректоров зачастую служат запасными аэродромами для отставных чиновников.
Наши судьи развращены коррупцией, служением исполнительной власти и традицией "партнерства" с обвинением.
Наш бизнес развращен тем, что в массовом порядке работает не на рынок, а на государство. Часть бизнесменов не создали рыночный бинес, а "завели" его благодаря административному ресурсу - при этом, иногда это "отжатый" у настоящих бизнесменов готовый бизнес.
Наша церковь развращена авторитаризмом - причем, дело даже не столько в сотрудничестве с государством, сколько в бесконтрольности самой иерархии, упразднившей уставную внутрицерковную демократию и превратившей собственное духовенство в рабов, не слышавших о трудовом законодательстве.
Экономика в крупнейших городах к тому же развращена дешевой рабочей силой гастарбайтров, которых мы привыкли безбожно гиперэксплуатировать, так что и не мыслим себе ного существования.
Про прессу и журналистов скажите сами - я лицо заинтересованное).
Для каждой из этих проблем технически существуют какие-то вполе достижимые решения. Беда в том, что политически невозможно представить себе правительство, которое взялось бы решать даже не все сразу, а хотя бы несколько из этих проблем. Жестко, сколько-то быстро решать любую из этих проблем - значит обездолить, лишить привычных средств к существовании сотни тысяч, а может и миллионы людей. Прекрасным примером того, что из этого может получиться служит министр Дмитрий Ливанов. Как бы к нему не относиться, это единственный реформатор среди нынешней бюрократии, и он действительно взялся за решение очень важной, назревшей проблемы. В результате его теперь в публичном пространстве едят с дерьмом, и даже в Думе (которая любит пиарится на неполитических вопросах) перед Медведевым ставят вопрос об отставке Ливанова.
Пример правителя,который взялся за решение сразу большого числа таких проблем - Саакашвили. Он добился больших успехов, но проиграл выборы, и его страстно ненавидит полстраны - причем, кажется в авангарде этой ненависти как раз сокращенные им чиновники - все сплошь уважаемые люди.
Любое реформаторское правительство в России немедленно породит коалицию противников реформ, за которой будет большинство.
Исходя из этого, демократическое правительство теоретически способно на энергичные реформы еще меньше, чем авторитарное, но наш авторитаризм не уверен в себе, в силу чего тоже старается не раздражать поданных напрасно.
Единственный выход - проводить реформы по очереди.Если ссориться с Академией наук- то уже не трогать церковь и не сокращать чиновников. Так, кстати, и поступает нынешнее правительство - но так, видимо, будет поступать любое правительство, если только оно не чувствует в себе силы для революции "сверху" в стиле Петра Первого или Саакашвили.
При любом политическом раскладе нас ждет очень долгий, растянувшийся на долгие годы мучительный процесс разбивание костей поочередно.