- нужно ли заставлять детей читать книги, если они могут получать необходимую информацию и по другим каналам?
- должна ли Россия обязательно обладать своей промышленностью, если она и так может располагать необходимой промышленной продукцией?
И даже:
- должен ли человек обладать сильным мозгом, если интеллектуальные результаты достигаются благодаря не индивидуальным усилиям, а коллективным взаимодействия?
Острота этих конфликтов во много объясняется тем, что люди, порой равнодушно относясь к результатам, бывают очень привязаны к конкретным процедурам, к конкретным технологиям, к конкретным формам достижения данного результата.
Эта привязанность связана с тем, что сам по себе результат является таковым вовсе не для индивида, но только в рамках общественного хозяйства. Это общество заинтересовано в результате работы промышленности. Для индивида эти результаты зачастую - абстракция, зато процедура преобразует весь его образ жизни. Для индивида процедура (например "работа промышленного предприятия") является зачастую тем "жизненным миром" внутри которого индивид существует. Для общества это - лишь маловажное побочное последствие применяемых технологий. Но жизнь индивида зачастую строится именно на использовании побочных последствий применяемых социальных процедур.
Когда процедура становится важнее результата возникает игра. Игра - это, по сути, процедура ради процедуры. Все мы так или иначе относимся к окружающей реальности с оттенком игрового азарта, поскольку результат нашей деятельности - отчуждается обществом, а с процедурой мы имеем дело ежедневно, непосредственно и "наощупь". Результат находится где-то там, а внутри процедуры мы живем. Всякая ностальгия по отмирающим технологиям и прочим процедурам несет в себе сильнейший элемент игрового отношения к реальности - людям приятно играть в "Могучую индустрию" или в "чтение бумажных книг". Символом этого является игровая реконструкция средневековья со сражениями на мечах: ролевые игры показывают, что старые технологии интересны не как средства достижения результата (хотя бы и военной победы), но как среда, внутри которой приятно находиться.
Прогресс ужасен, поскольку разрушает жизненные среды индивида.