k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Процедура и результат

Как верно сформулировал Андрей Мирошниченко, важнейшая дилемма нашего времени - "процедура или результат" ("шашечки или ехать"). Эта общая формула, воплощается во многих культурных, цивилизационных и политических конфликтах, например:
- нужно ли заставлять детей читать книги, если они могут получать необходимую информацию и по другим каналам?
- должна ли Россия обязательно обладать своей промышленностью, если она и так может располагать необходимой промышленной продукцией?
И даже:
- должен ли человек обладать сильным мозгом, если интеллектуальные результаты достигаются благодаря не индивидуальным усилиям, а коллективным взаимодействия?
Острота этих конфликтов во много объясняется тем, что люди, порой равнодушно относясь к результатам, бывают очень привязаны к конкретным процедурам, к конкретным технологиям, к конкретным формам достижения данного результата.
Эта привязанность связана с тем, что сам по себе результат является таковым вовсе не для индивида, но только в рамках общественного хозяйства. Это общество заинтересовано в результате работы промышленности. Для индивида эти результаты зачастую - абстракция, зато процедура преобразует весь его образ жизни. Для индивида процедура (например "работа промышленного предприятия") является  зачастую тем "жизненным миром" внутри которого  индивид существует. Для общества это - лишь маловажное побочное последствие применяемых технологий. Но  жизнь индивида зачастую строится именно на использовании побочных последствий применяемых социальных процедур.
Когда процедура становится важнее результата возникает игра. Игра - это, по сути, процедура ради процедуры. Все мы так или иначе относимся к окружающей реальности с оттенком игрового азарта, поскольку результат нашей деятельности - отчуждается  обществом, а с процедурой мы имеем дело ежедневно,  непосредственно и "наощупь". Результат находится где-то там, а внутри процедуры мы живем. Всякая ностальгия по отмирающим технологиям и прочим процедурам несет в себе сильнейший элемент игрового отношения к реальности - людям приятно играть в  "Могучую индустрию" или в "чтение бумажных книг".  Символом этого является игровая реконструкция средневековья со сражениями на мечах:  ролевые игры показывают, что старые технологии интересны не как средства достижения результата (хотя бы и военной победы), но как среда, внутри которой приятно находиться.
Прогресс ужасен, поскольку разрушает жизненные среды индивида.
Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…