k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Categories:

Если завтра война

В последние дни давно посмотрел то, что хотел - а именно, снятые в 1938-39 годах советские полуфантастические фильмы- о будущей войне: "Если завтра война", "Эскадрилья №5", "Танкисты". Не хватает для комплекта только "Моряков".
Что хочется сказать о них:
1) Фильмы доказывают, что картина будущей войны была абсолютно ясна, и даже банальна. Было очевидно,что предстоит война с Германией, что война будет обязательно, и что начнется она ночью массированным и неожиданным ударом крупных группировок танков и авиации.
2) Фильмы с очивидностью работают на концепцию Суворова, и более того - ини являются даже более красноречивыми свидетельствами ее правоты, чем генеральные военные приготовления. Фильмы обслуживают совершенно определенную военную доктрину, которая в точности и во всех подробностях повторяется во всех трех фильмах- так что ответственность за нее ясно несут не сценаристы, а стоящие за ними военные идеологи. Доктрина эта заключается в том, что преимущество в будущей войне имеет тот, кто начинает решительное наступление, при чем в "Эксадрильи" четко говорится, что задача авиации на этом этапе - уничтожить авиацию противника на аэродромах.
Разумеется, предполагается что война начинается как ответ на немецкое вторжение, и тем не менее, речь идет о том, что война начинается с нашего наступления, и ведется с первых же часов на территории противника. Как увязать этот логический парадокс? Просто,  вражеское вторжение оказывается хилым, оно в первые же часы захлебывается и переходит в наше наступление на их территорию. В сущности, вражеское вторжение оказывается виртуальным фактом, используемым в качестве повода к войне. Предполагается, что население на большей части территории страны вражеского наступления даже не заметит. То есть речь идет о сценарии Финской войны. В "Эскадрилье" вражеское вторжение ограничивается переходом границы группой танков, которое тут же взрываются на минном поле- и начинается наше наступление. В "Танкистах" речь идет о неудачном авианалете, который даже не показывают в кадре (что характерно). Более того:  в "Танкистах" вторжение в Германию происходит "с согласия" противника: немецкий командующий Бюллер специально решил заманить наши войска на свою территорию, чтобы они попали в ловушку. Он собирается использовать "красную" военную доктрину, которую он внимательно изучил, и которая строится на решительном наступлении. То есть,они сами виноваты, что война идет на их территории.
Речь Ворошилова в "Эскадрилье" -не менее красноречива, чем речь Сталина перед выпускниками академий, на которую ссылается Суворов.

Ну и еще несколько бросающихся в глаза моментов.
- Чего создатели филма не предвидели. Во-первых - масштабов войны. В сущности, фильмы показывают операции нескольких дивизий. Война за один укрепрайон, за один город. Почему- вопрос. То ли действительно не знали, толи секретились, толи не могли понять, как это показать в кино, толи из художественных соображений специально уменьшали масштабы до размеров "кинокадра".
- Создатели фильма очевидно преувеличивают роль кавалерии. В "Если завтра война", главая ударная сила СССР- армия Буденого, которая сталкивается с большими массами немецкой кавалерии. В "Танкистах" мы даже видим столкновение советских танков с немецкой конницей- с понятным исходом. Горькая ирония.
- в фильме "Если завтра война" немцы одеты в каски французского образца времен  1 мировой войны (с гребнем) - такие каски были тогда на вооружение и русской армии. Непонятно почему: то ли ,взяли то что было (чтобы одеть массовку), толи не хотели делать слишком прозрачным намек на Германию: фильм 1938 года, а в фильмах 1939 года уже показаны узнаваемые немецкие каски. Свастика в 1938 году еще тоже с тремя концами, а потом ее рисуют уже откровенно.
-вооще поразительно, как кинематографисты вертятся ужом, чтобы с одной стороны, не оставить у зрителей никаких сомнений, что война будет с Германией, а с другой стороны- не произносить слово "Германия" и фамилии Гитлера.
- Основа советской военной пропаганды- культ личности Ворошивлова, который- второй человек после Сталина. В кадре присутствуют его двойные портреты со Сталиным, и даже парные скульптуры.
- Поскольку фильмы совершенно картонные, самое интересное в них- немецкие генералы.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments