k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Феноменология "приятного" и "мучительного" и структура психики

Хотя понимание «мучительности» или «приятности» различных ощущений (с их феноменальной стороны) совершенно непосредственно, и доступно для сколь угодно наивного воспринимающего - скажем, младенца, то с другой стороны, если попытаться взять «приятность» в отрыве от всех возможных конкретных версий приятных ощущений психических состояний, то мы получаем едва ли не абстрактную идею «приятного» - однако, абстрактную идею, обладающую явной и, главное непосредственной оценочной окрашенностью. Этот парадокс кажется делает восприятия «приятного» и «мучительного» резко отличными от всех остальных данным человеку восприятий: это вроде бы абстрактные идеи (поскольку врде бы абстрактны инварианты разных ощущений), которые, тем не менее, в качестве своего неотъемлемого свойства обладают способностью воздействия на сознание, называемого в психологии «эмоциональным».

Впрочем, называть воздействие «приятного» или «мучительного» эмоциональным кажется не совсем точно, «приятное» и «мучительное» может вызывать эмоции, но боль остается неприятной даже для самого спокойного и контролирующего свои эмоции человека. Приятные ощущения своей приятностью выносят оценку - приятное «хорошо» и «позитивно», но эта оценка кажется, не эмоциональна- она более фундаментальна чем эмоции. Концепты приятного и мучительного более фундаментальны хотя бы потому, что они в равной степени относимы к физическим и эмоциональным состояниям. Неприятны в равной степени такие разные явления как удушье и страх, физическая боль и тоска. При этом, «вердикты» выносимые «приятным» и «неприятным» как компонентом ощущений и «вердикты» эмоциональной оценки различны, Бывает, когда эмоция, вызванная «неприятным» объектом сама неприятна - таков страх. Но гнев или ярость хотя и вызваны «негативно оцениваемыми объектами» сами по себе не обязательно бывают неприятны, а ингда даже «сладостны».



Правдоподобна гипотеза, что приятность и мучительность ощущений находятся в таком же отношении к эмоциям, в каком сами эмоции - к интеллектуальной сфере. Эмоции выражают дорассудочное отношение к каким то объектам также, как способность к восприятию приятного и мучительного выражает доэмоциональное отношение к ним. В построении этой «трехступенчатой» пирамиды можно пойти дальше, построив ее эволюционное обоснование. Эмоции в некотором смысле интеллектуальны- а именно, они позволяют ориентироваться в мире, выбирать в нем притягательные, любопытные или требующие избегания объекты, и в этом смысле существо, у которого нет развитого абстрактного интеллекта «мыслит эмоциями». Но способность воспринимать в своих ощущениях (или, говоря шире - в феноменах своего внутреннего мира) аспекты приятности или неприятности также позволяют ориентироваться мире, и тут можно сделать предположение, что истоком этой способности является сенсорная сфера. У кого нет ума- ориентируется в мире с помощью эмоций, у кого нет эмоций — ориентируются с помощью чувственных ощущений. Самые примитивные существа «мыслят ощущениями». Но мыслить ощущениями можно только потому, что ощущения в самом своем существе содержат «оценивающие» аспекты приятного и мучительного («позитивного» и «негативного»).

Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment