k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

О снайперах и акторах

Главный вопрос политических [дискуссий?] риторик последних несколько лет - это вопрос идентификации актора, то есть истинного субъекта того или иного действия. Именно на этом строятся и основные обвинения своих политических противников, и попытки самооправдания. В одном случае, истинные субъекты пытаются скрыться, в других наоборот, противники пытаются лишить их субъектности и доказать несамостоятельность. Что такое "силы самообороны Крыма"? Для усложнения отношений субъектности используется прием: часть вместо целого: якобы на майдане заправляли националисты, а на Болотной- либералы, хотя и те и другие присутствовали в обоих местах. Целое вместо части: якобы актором майдана был "народ Украины". Смещение актора: актором Майдана были кукловоды из Госдепартамента, зато Янукович это марионетка Кремля.
Самое любопытное, что опыт политических споров последних лет показал, полную бесполезность попыток найти актора на основе ответа на вопрос "кому выгодно": выгода понятие относительное, зависящее от картины мира и интерпретации будущего. То, что кому-то кажется вожделенной целью - например анексия Крыма- другим может казаться самоубийственным безумством, наносящим страшный ущерб субъекту действия. В зависимости от того, какой сценарий будущего принимают те или другие лица, и сколько ходов вперед они вычисляют, одни и те же события могут оказаться выгодным для совершенно разных участников. Например, таинственные снайперы на Майдане могут быть выгодны Януковичу- чтобы подавлять Майдан, лидерам майдана- чтобы радикализовать протест, ЦРУ - чтобы подорвать власть Януковича,России- чтобы защитить Януковича. или наоборот, чтобы дестабилизировать обстановку и восползовавшись ей отнять территории. руководствуясь принципом "кому выгодно" модно подумать, что противники наняли снайперов в складчину.
Философ должен считать что истинного субъекта нет, а событие является коллективным действием всех причастных (и даже непричастных).
Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 38 comments

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…