k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Category:

Узкое горло политического субъекта

Продолжаю размыщления о политической и исторической субъектности (начало - здесь).
Всякого участника политических и исторических  событий можно лишить статуса полноправного субъекта, если начать дотошно и подробно изучать влияния, которые он испытывал, связи и взаимодействия, в которых он находился, а также контекст и логику ситуации, которые ограничивали его свободу. При достаточно настойчивом подчеркивании этих взаимосвязей и ограничений всякий субъект окажется лишь элементом более масштабной системы, и коли так, все мы окажемся лишь рабами необходимости, а субъектом будут – как сказ Гегель «мировой дух», или как сказал Карсавин «Трансцендентальный субъект истории», или, как сказал Лев Толстой в «Войне и мире», субъекта нет, а все предопределено извечно.
Найти субъекта однако нам абсолютно необходимо – необходимо хотя бы из соображений прагматики познания, ибо в противном случае мы сталкиваемся с  чрезмерной, непрозрачной для мышления сложностью окружающего мира. Ко всякой интересующей нас ситуации имеют отношение необозримое количество лиц и вещей, и чтобы сделать это месиво как-то вместимой в наше рацио, нужно изобразить эту «тьму вещей» либо увлекаемой неким единым потоком – «тенденцией», «закономерностью», либо  считать их составной частью  централизованной и обладающей внутренней рациональностью системы - «субъекта».
Но как признать существование субъекта, понимая, что он находится под множеством влияний? Выход кажется заключается в следующем: если все влияния, важные для исхода политических событий представить как движущие социальные процессы потоки энергии, то политический субъект есть узкий канал, а также временная емкость для этой энергии. Да, «система»,  «мировой дух» движет всеми событиями – но она движет через ограниченное количество узких каналов, через «узкие горла»- и эти немногие каналы мы называем субъектами, ибо именно через них с нами говорит судьба и история.
В свое время Роман Ингарден писал, что человека можно рассматривать свободным только постольку, поскольку его можно считать хотя бы относительно изолированным от среды – чтобы хотя бы временно и условно отграничить его от внешних влияний. То же самое мы должны сказать и о политическом субъекте - за счет относительной изоляции он должен иметь возможность на время отрываться от непосредственного контакта с источниками влияний, оказавшись «аккумулятором» этих влияний, накопившим их и ставшим автономным источником воздействий для других субъектов. Так бильярдный шар, получив удар кия, какое-то время движется по инерции без всякого влияния кия, так что для муравья, которого этот шар переедет он выглядит самостоятельным субъектом.
Итак, хотя субъект действует под внешними влияниями – но это: 1) один из немногих каналов, проводящих эти влияния, и 20 он обладает способностью накапливать их энергию, а затем расходовать в качества квази-автономного источника действия.
Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…