k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Categories:

Метафизическая фантазия - о двоичном коде сознания

Специально для Виктора Горбатова -  мои соображения о дискретности потока сознания

Радиосигнал, в сущности, характеризуется только частотой, и все разнообразие несущихся через эфир радиоголосов и телевизионных  изображений достигается через сложнейшую модуляцию частот. Вообще-то, очень сложную информацию можно передавать через точки и тире. Данное свойство приемно-передающих технических устройств может подсказать нам характер взаимоотношений между субъективностью Чистого Я и объективным воспринимающе-мыслительным аппаратом тела. Имеется парадокс: осознавать способен только субъект самосознания, но вся обработка осознаваемой информации происходит в объективном психическом аппарате (в частности,  в мозге), и  степень отчетливости и сложности воспринимаемых образов зависит исключительно от совершенства этого аппарата. Следовательно, самосознание не способно воспринимать объективные вещи непосредственно, а связь самосознания с объективной телесностью происходит через систему предельно простых сигналов. Здесь нами руководят примерно соображения сходные с теми, которые руководили Николаем Кузанским, когда он утверждал, что человеческий ум вследствие своей простоты  созерцает все разнообразие вещей в одной точке, как бы свертывая их. …

Если сигналы, посылаемые от Мира к Я  действительно предельно примитивны, то можно предположить, что речь идет о чем-то вроде двоичного кода, все смысловое многообразие которого сведено к системе, по типу «да-нет», или «точка-тире». Образно говоря, субъективность и объективность соединены в одной точке, и эту точку можно сравнить с антенной или кабелем. Таким образом, лучшим символом разумного существа становится восьмерка (знак бесконечности):  два шара, соединенных в одной точке...

К мысли, что самосознание как таковое способно только к некому очень примитивному, «точечному» восприятию подталкивают некоторые косвенные соображения. В частности – что ведущая к истинному самопознанию  медитация часто является, по своему характеру чем-то вроде сосредоточения на одном узком предмете,  иногда на одной точке пространства. Кроме того, научный анализ процессов восприятия показывает, что они возникают из комбинации очень мелких и узконаправленных актов, в частности  пространственный зрительный образ возникает из  огромного количества микродвижений человеческого взгляда, который каждый данный момент направлен на очень ограниченную точку пространства. В этой связи очень глубокой и плодотворной представляется нижеследующая мысль Бергсона: «В основе человеческого сознание лежит способность всматриваться в один предмет, внимание - селективная сила, концентрирующаяся вокруг одного центра, и восприятие разных предметов происходит по очереди. Интеллект как способность к сопоставлению и соизмерению разных предметов есть сила противоборствующая вниманию и способствующая ее рассеиванию»[1]. Возможны и следующие умозрительные соображения: пространство и время являются свойствами объективного мира,  или, используя мнения Канта, являются условиями восприятия только внешнего мира,  следовательно, находящийся за пределами пространства и времени  субъект самосознания можно было бы сравнить с некой лишенной измерений точкой.

Наконец, стоит обратить внимание  на то, что в очень многих философских и мистических теориях понятие Духа связывается с категориями «концентрации» и «сосредоточения». Более того, вся деятельность человеческого интеллекта связана с тем, чтобы сделать информацию о мире более концентрированной и компактной. Конечно, данная «смыслосгустительная» деятельность интеллекта прежде всего объясняется тем, что и человеческий мозг, и человеческий интеллект ограничены в «мощности», а мир, который они познают – огромен. Но представляется, что сама, если так можно выразится структура антропологической ситуации  - когда мы имеем систему «мир-тело-мозг» - не случайна, антропологическую ситуацию можно представить как систему концентрических кругов, и некая «точка» должна находиться «в середке» этих кругов.  Апогеем  «концентрирующей» деятельности чувств и интеллекта  по идее должна была бы стать, изображенная Борхесом «точка Алеф» - точка, компактно сосредоточившая в себе весь  мир, и таким образом сделавшая весь мир доступным для способного на «точечное» восприятие самосознания.

Таким образом, можно предположить, что Чистое самосознание способно исключительно к восприятию точеных сигналов. По-видимому, самый элементарный алфавит такого рода  - двоичный код. Здесь стоит вспомнить, что разработавший двоичное исчисление Лейбниц считал его прообразом божественного творения, полагая что Бог вполне может оперировать двоичной функцией, в которой единица обозначает бытие, а ноль – небытие.  Базой для такой теории могут служить представления, что вообще все процессы во вселенной в конченом итоге представляют собой сложно модулированные ритмы энергии, имеющие двоичную структуру. Данная концепцию поэтично изложил Тимити Лири: «Конца нет, есть вечное продолжение в том же ритме. Тик-так. Тик-так. Вспышка. Темнота. Вспышка. Темнота. Вечная пульсация. Атомный уровень: галактики рождаются и умирают. Клеточный уровень: виды появляются и исчезают. Соматический уровень: биение сердца, тук-тук, тук-тук, тук-тук; легкие дышат: вдох – выдох, вдох – выдох. Сенсорный уровень: волны фотонов ударяются о берега сетчатки. Прилив – ты видишь, отлив – не видишь. Нервный сигнал передается точками и тире по нервным волокнам. Свет-тьма. Свет-тьма. Звуковые волны накатывают на слуховую мембрану и отступают. Звук – тишина. Звук – тишина. У всех форм энергии такой же ритм. Инь – Ян. Вперед – назад. И галактика, и каждая структура в галактике – это бинарная система, пульсация. Выключено- выключено»[2]. В том случае, если весь мир (или , другими словами, всю Мировую активность) модно представить, как бинарную пульсацию, то уже не приходится удивляться, что и Чистое Я будет получать информацию о мире в виде пульсации такого рода.

Предположив, что Чистое Я способно получать только сигналы да-нетного типа, можно вспомнить, что самосознание в его чистом, то есть отстраненном от объекта восприятия виде должно означать исключительно осознание своего собственного бытия – выражаясь в терминах Гегеля, чистое самосознание есть бытие-для-себя. И это означает, что получаемые чистым самосознанием сигналы есть собственно промежутки бытия и небытия. Точки и тире Чистого Я можно понимать как «существую» - «не существую». Смысловой ритм самосознанию задается прерываниями его деятельности. Некой экспликацией, или символическим аналогом такого ритма может служить    чередование сна и бодрствования в жизни обычного человека. В этом случае Мировую Активность следует понимать как некую силу, навязывающую чистому Я ритм «миганий» - т. е. «прерываний»… Если мировая активность навязывает чистому самосознания ритм «существования-несуществования», то это можно понять так, что Мировая активность является, собственно источником помех для  непрерывно осознающего чистое бытие чистого Я, ритм помех в деятельности чистого самосознания приводят к возникновению  мира…

Тезис, что Чистое Я способно к восприятию исключительно точечных сигналов Объективного мира  с особого ракурса осветить проблему атома времени. Как известно, представление об атоме времени возникло в связи с поиском в физике «самой элементарной» частицы материи. В том случае, если будет открыт предел делимости материи, и соответственно, некая минимальная мера пространства, менее которой никакой материальный объект существовать не может, то время, требующееся для преодоления этого минимального расстояния с максимально возможной скоростью – скоростью света будет «атомом времени» - никакой  материальный процесс    не может происходить за время, меньшее этого минимального промежутка времени. Однако проблематика «радикального дуализма» позволяет говорить о минимально промежутке времени уже  с точки зрения не физики, а метафизики и гносеологии. Матом времени, менее которого ничего не длится – это продолжительность того минимального, наиэлементарнейшего сигнала, посланного от Мировой Активности к Чистому Я. Атом времени равен продолжительности точки в метафизической азбуке Морзе. В сущности, Атом времени – это практически тоже самое, что протяженность точки Настоящего – в гносеологическом понимании последнего. То есть эта протяженность сантояновского «Датума».  

Нет ничего удивительного в том, что для обеспечение процесса «сознавания» Чистому Я требуется   интеллект, память и другие инструменты, являющиеся объективными явлениями, и частями объективного мира – ведь и восприятие, которое они обеспечивают есть восприятие именно объективного мира. Точно также то самопознание, которое  предлагает психоанализ, ЛСД-анализ Грофа и другие школы западной психологии связано с познанием психики как объективного, материального (в широком смысле слова) феномена и к самопознанию Чистого Я отношения не имеют. «Истинное самопознание», которое развивается в восточных сотериологических системах  как правило требует изоляции от объективных феноменов, прекращения потока мыслей и чувств и т .п. – одним словом изоляции истинного Я от объективного мира, наиболее характерным примером которой является так называемая «сенсорная депривация», т.е процедура полного прекращения поступления раздражителей к органам чувств. 

Отдельной проблемой является то обстоятельство, что для восприятия «послания», которое Мировая активность направляет в адрес чистого Я, последнему все-таки нужна хоть какая-то память – даже если это послание написано в простейшем двоичном коде.  Без памяти чистое Я не может синтезировать разные сигналы, а будет постоянно находиться в восприятии одного текущего сигнала. Память же, вроде бы является функцией объективного, если даже не просто материального мыслительного аппарата.  Разумеется, рассуждать об этом можно только гадательно. Тем не менее, можно предположить, что сам процесс «посылания» сигналов есть  процесс, разворачивающийся во времени,  а время относится к сфере Мировой активности. Если чистое Я существует вне времени, то это значит, что оно уже обладает всеми сигналами, которые Мировая активность ей посылала, посылает, или будет посылать. Можно сказать, что судьба мира «вытатуирована» в теле Чистого Я – причем, следуя Декарту, можно сказать, что протяженность этого «тела» эквивалентна материальному времени. Если вернуться к нашему утверждению, что сигналы, посылаемые Мировой активностью – что помехи в бытие Чистого Я, то «тело Чистого Я» оказывается  носителем огромного количества «червоточин», оставленных  в нем Мировой активностью. Мировая активность, эволюционируя во времени, реализует свою судьбу, которая уже «записана» в своеобразной «книге судеб», существующей в Чистом Я – причем записана в двоичном коде.

 

 



[1] Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1998, с. 237

[2] Лири Т. Семь языков Бога. СПб., 2002. С.44


Tags: сознание, философия
Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments