k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Categories:

Искусство не ходить в туалет

Кори Робин в книге "Страх", пишет, что как бы не относиться к американской политической системе, она представляет собой пароксизм свободы по сравнению той «фашистской диктатурой», с которой почти всякий американец сталкивается на своем рабочем месте. В качестве иллюстраций Робин приводит множество примеров издевательств работодателей над работниками – издевательств, замечу, совершенно немыслимых в России, и не потому что у нас лучше, а потому что у нас над работниками может и  издеваются, да по другому. В Америке зарплату не задерживают – но зато могут ограничивать и даже просто запрещать посещение туалетов. Или организовывать за работниками слежку, чтобы разоблачать симуляции нетрудоспособности. Или запрещать вступать в дружеские отношения с коллегами и увольнять за излишнее сближение. Интересное: там, после некой «классовой борьбы» закон предписал работодателями создавать на рабочих местах туалеты, это выполняется, но наличие туалетов не мешает административно запрещать из посещение.
Все это вызывает некоторые отрывочные и не претендующие на научность размышления, например:
…Что из всех видов гнета, которые человек испытывает в социальной реальности конечно самым ужасным является трудовая дисциплина, ибо именно в процессе труда человеческие тело и психика подвергаются наибольшим воздействиям наибольшее количество времени,  в то время как столкновение с полицией вещь, в общем, не частая…
…что трудовая дисциплина потому наиболее ужасная из всех видов гнета, что среди других видов воздействия человека на человека именно здесь в наибольшей степени проявляется чисто природная необходимость, биологическая потребность выживания, «нужда» и «забота»…
…что именно поэтому, многие эмигранты из СССР в США пришли к выводу что утратили былую свободу - ибо, как оказалось, возможность раздолбайства на рабочем месте для ощущения свободы куда более значимо, чем возможность критиковать правительство…
… что в этом с советскими людьми были согласны создатели некоторых утопических коммун, пытавшихся снизить, трудовое напряжение, что хорощо иллюстрирует нижеследующий отрывок из книги Баталова «В мире утопии», по поводу религиозной общины инспирационистов-аманитов: «Здесь не было ничего похожего на тип обычной американской фабричной работы. Работают не спеша, с продолжительными отдыхами и со всевозможными удобствами; вблизи места работы у каждого рабочего имеется удобный стул, чтобы посидеть и отдохнуть... В такой хозяйственной организации, как Амана, подобный характер работы, однако, вполне естествен и понятен; ведь аманиты работают не для обогащения капиталиста, а ради собственной пользы — для чего же им надрывать свои силы утомительным трудом?» Впрочем, после 90 лет существования  Амана превратилась в капиталистическую компанию, и СССР тоже…
…что трудовая дисциплина есть один из тех ресурсов, которые обеспечили США победу в экономическом соревновании с Россией-СССР, да и с  большинством стран Европы, наверное тоже, не говоря о других странах – но не с Китаем и Японией, где с дисциплиной, доходящей до самоотдачи, все в порядке…
- что возможность ужесточать трудовую дисциплину связана с социально-антропологическими и культурными факторами, не всякий человеческий материал можно дисциплинировать, потому-то Зомбарт отмечал важность массовой военной службы для появления промышленности , в России попытка запретить посещать туалет привела бы , в худшем случае, к том у что все вокруг засрали- даром, один мой знакомый ужасался кучам солдатского говна на космодроме Байконур, даром, что в недавно нашумевшем в Интернете приказе начала XIX века полковник запрещает господам офицерам на балу срать с балкона, между тем, по сообщениям прессы, в Китае, в период новогодних отпусков из-за нехватки вокзальных туалетов многие взрослые китайцы путешествуют в памперсах…
…Что теме не менее, вопрос о дисциплинировании с точки зрения экономики у нас не стоит,  поскольку мир вступает в новую эпоху постиндустриализма, когда постепенно  иерархия заменяется имитацией свободы и самостоятельности на рабочем месте, и хотя это не подлинная свобода- см. «Коррозия характера» Сеннета – но о том, чтобы не пускать в туалет речь уже не идет…
- и тем не менее дисциплинированность была бы нам очень важна в политическом отношении – не ради производительности труда, но ради законности и процедурной демократии, но это уже совсем другая история…
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment