k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Category:

Садомазохистическое

Есть еще одна странная тема: во время Гражданской войны белые систематически использовали телесные наказания ( говорят о «целых перепоротых уездах»), а красные- несмотря на массовый террор - нет. Если это так - тут есть о чем задуматься.
Прежде всего – использование телесных наказаний, при всем их варварстве и унизительности, делали белый террор менее кровавым по своим результатам, чем красный, поскольку если человек выпорот – он хотя бы остался жив. Это был способ, в условиях войны наказывать, не убивая.
А вообще, это факт нагружен социальными смыслами.
Прежде всего, это отсылка к старому, сословному, феодальному быту, в котором ярко выражено неравенство. Проявляющееся в частности. Существовании категории освобожденных от наказаний. Ведь когда в России боролись за отмену телесных наказаний, то боролись не столько с их жестокостью сколько за уголовно-процессульное равенство: в отличие от тюрьмы, кнут и розга были заведомо не для всех.
В этой связи применение массовой порки белогвардейцами был еще и жест демонстративного правового консерватизма: ведь сравнительно недавно, в 1904 телесные наказания были легальной практикой ( в тюрьмах применялись и позже), то есть их рецидив во время войны был сознательным обращением к старой, законной традиции – возврат на двадцать лет назад.
При этом важно еще и то, что телесные наказания- наказания мирного времени (скорее мирного, хотя в 1915 году разги были возвращены для солдат). То есть белые тем самым демонстрировали, что при всем презрении к населению и желании репрессий они не переходят ту грань. За которыми начинается рассмотрение его как военного врага.
Еще одно важное отличие телесных наказаний от тюрьмы, каторги и. тем более, казни – они не исключают человека из общества, оставляя его полноправным членом общества. Если расстрел при терроре означает выявление врага, которые не нужны. С которыми нельзя иметь дело и которых нужно только уничтожить, то массовые порки демонстрировали утопические представления о коллективной вине народа, который можно опять вернуть к лояльному подданству через коллективное искупление.
У телесных наказаний есть и педагогическая аура- порют прежде всего детей, а после их официальной отмены – только детей.
Хотя «перепоротые уезды» были конечно эксцессом гражданской войны, но они порождались комплексом архаичных политических и правовых, этой войне не соответствующих, ибо рожденных до наступления эпохи мировых войн.
И конечно. по сравнению с массовыми расстрелами телесные наказания и недостаточно же соки и недостаточно эффективны как мера устрашения - хотя в сегодняшней оптике расстрел более соответствует чем порка человеческому достоинству.
Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments