k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Categories:

Об административной власти работодателя

В наемном труде есть один аспект, которому стали придавать серьезное, политическое значение сравнительно недавно: наемный труд это не только продажа своей «рабочей силы», но и передача своей личности под административную и иногда патриархальную власть работодателя, который получает возможность регулировать твое местонахождение, режим удовлетворения естественных потребностей а в иных случаях одежды и сексуальные отношения (запрет на романы на рабочем месте). Слово «патриархальный» за неимением лучшего я использовал для того, чтобы обозначить властное регулирования быта и личной жизни. Книга Тонера «Как управлять рабами», начинается с того, что управление рабами не особенно отличается от управления подчиненными- и это правда, поскольку наемный труд не до конца оторвался от рабства — раб же отличается именно тем, что хозяин управляет не только трудом, но и остальными сторонами жизни и быта раба.

Классическое рабочее движение много хлопотало ( и хлопочет) именно об условиях продажи труда, об эксплуатации, зарплате — но оно, беспокоясь о рабстве у капиталистов, не могло в реальности ничего противопоставить рабству рабочего у фабрики - с соответствующим регулированием спецодежды, обеденных перерывов и т.д. Исключение, здесь разве что составляет вопрос о длине рабочего дня. Бессилие социалистов и профсоюзов тут понятно - они не видели технологических альтернатив идее «регулируемого рабочего места» (мечты о всесторонней личности коммунизма были лишь мечты). Только сейчас, когда появились дистанционные работники стало понятно, как может выглядеть работник, в максимальной степени приблизившейся к идее «продажи труда» в чистом виде и максимально удалившийся от рабства. Именно когда такая альтернатива появилась на горизонте, стало политически актуальным негативное восприятие «офисного рабства».

Фрилансер такого рода разумеется страдает от нестабильности, которая считается главным бедствием «прекариата». Прекариат есть следующий после пролетариата шаг в сторону от рабства, расплачивающийся за это «освобождение»- освобождение от административной власти работодателя - утратой имевшейся у раба «уверенности в завтрашнем дне» , проистекающей из того, что хозяин был не только распорядитель труда, но и опекун своих рабов.

Данный пост является продолжением вот этой темы: http://social-world.livejournal.com/233680.html

Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments