k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Владимир Вейдле о генезисе соцреализма

Владимир Вейдле выдвинул любопытную теорию происхождения эстетики «соцреализма». Тут (воспроизвожу мысль по статье Вейдле «Искусство при советской власти») сыграли роль два фактора, прекрасно дополнявших друг друга, но в сущности независимых: личные вкусы Ленина и других большевистских вождей и, с другой стороны, их желание использовать искусство в качестве средства пропаганды. Дополняли эти два фактора друг друга потому, что поскольку «вожди» обладали довольно неразвитыми, демократическими вкусами, то создаваемое в соответствующей им стилистике искусство оказывалось понятным массам и вполне успешно могло быть использовано как средства массовой агитации. Между тем,вкусы эти базировались на двух главных требованиях: требовании красоты ( в смысле, соответствующем «красивости», но не «прекрасному»), и требовании «фотографической» точности в копировании. Это два требования сами еще «требуют» отдельного осмысления- но на вскидку можно сказать, что вплоть до второй половины (даже скорее последней трети) XIX века, никто, ни художники, ни критики против этих требований не протестовали — соответствовать им было бессознательной, естественной тенденцией, таким образом во вкусах «фундаторов» соцреализма нет ничего особенного - кроме сознательного игнорирования произошедшего в конце XIX века «модернисткого поворота». Именно поэтому с советской власти стали сотрудничать художники с «архаичным» вкусом, например передвижник Николай Касаткин, чьи картины Вейдле сравнивает с табачной и кондитерской рекламой.

С точки зрения Вейдле все это не случайно, поскольку вкусы большевистских лидеров воспроизводят вкусы «шестидесятников» - имеются ввиду, конечно, русские шестидесятники XIX века. Тогда в шестидесятых годах возникла особая, сверхполитизированная интеллигенция, которая именно в силу своей политизированности пренебрегала серьезными философскими и эстатическими вопросами, пренебрегала искусством (см. Базаров Тургенева) и именно поэтому получила прозвище «полуинтеллигентов». В искусстве полуинтеллигенты ничего не понимали, вкусом обладали самым примитивным — но зато считали возможным использовать последнее в целях тенденциозной пропаганды, и лучшим воплощением этого проекта стало искусство передвижников - по Вейдле бездарное, но зато вполне соответствующее принципам шестидесятников - Ленина- соцреализма, искусство явно более думающее над тем, что рисовать, а не как (кстати и для Пантелеева в «Верую!» культ передвижников был важным симптомом безбожности интеллигенции) .

Все это понятно, более или мене верно, но не понятно почему все так? Почему вкусы шестидесятников и через 50 лет воспроизвелись вкусами Ленина, и через 100 ллет- вкусами Хрущева, ставящего в пример можернистам искусство Возрождения- но именно за его фотографичность? Откуда — психологически и эстетически- в нас страсть к фотографическому копированию - удвоению реальности и почему модернизм преодолел это желание (моя версия- потому что сами фотография и кино отняли у искусства функцию копирования- но не только же в этом дело?)

Subscribe

  • Самолюбование

    На "Фантлабе" появилась моя библиграфия

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments