k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Архаика-2.0

Недавний доклад «Изборского клуба» про деградацию западной цивилизации - во многом просто чушь, но мне он показался интересен своим напоминанием, что рядом с нами есть «другая архаика», «Архаика 2.0» -а именно устаревший Модерн, ставший сегодня де-факто, «новой разновидностью традиционализма. Авторы доклада говорят про «Отказ от сохранения классического среднего класса эпохи Модерна как носителя индустриального менталитета, менталитета тружеников-функционеров, ученых, изобретателей и инноваторов». То есть сегодня есть два «отвергнутых» современностью слоя культуры - во-первых традиционалистские идеологии в диапазоне от исламизма до православных скреп, и во вторых «Просвещение-индустраилизм-модерн-советские инженеры» - и «Просвещение сегодня тоже во многом выполняет функнцию «хранителя морали и духовности»- в своем роде. .
Тойнби говорил, что многим культурам свойственен и архаизм (ностальгический взгляд в прошлое) и футуризм (нетерпеливый взгляд в будущее), но у нас есть два архаизма, причем второй из них обладает специфическими «родимыми пятнами» футуризма- это устаревший футуризм. Соответственно развращенного человека современности критикуют сегодня одновременно и со стороны «Традиционной духовности», и со стороны «труженников-советских инженеров», с одной стороны отец Смирнов, с другой- «писатель-футуролог Максим Калашников».
Приход «второг дыхания» к некоторым традиционалистским идеологиям во многом объясняется именно стигматизацией Модерна в качестве «устаревшего». «Архаисты первого типа» могут добавить себе в «актив» то, что их главный враг повержен и они тем самым избавились от давления, которое на них в прошлом оказывалось идеологиями Просвещения. Религия не то, чтобы получила больше оснований для укоренения в современность – но она может всем указывать на крушение воинствующего атеизма, который дискредитирован именно в силу своей воинственности - поскольку эта воинственность не соответствовала порожденным тем же самым Просвещением представлениям о политическом прогрессе.
Между тем постмодерновая современность хотя и преобразует все вокруг, но не презентует себя в качестве навязываемой идеологии, постмодернизм демонстративно отказывается от больших нарративов и имеет пустоту в центре. В силу этого у носителей традиционалистских идеологий создается впечатление (отчасти верное, отчасти ложное) что дискредитация Модерна порождает некий вакуум, который можно занять.
Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments