k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Об оценочных суждениях в литературе и искусстве

Удивительно, насколько у разных людей разнятся оценки одних и тех же произведений литературы и искусства. Например, я совершенно диаметрально разошелся с Тим Скоренко в оценке мультфильма «Приключения Серафимы». Но что есть оценка? Следствие «резонанса» произведения с человеческой личностью, а всякая личность сформирована уникальными обстоятельствами ее биографии. То есть оценки субъективны. И хотя оценка может быть обоснована с помощью общезначимых аргументов, однако объективные характеристики произведения не обязательно должны обладать определенной, позитивной или негативной личностной значимостью. Вы правы, что эта актриса вулгарна, но мне кажется, что именно здесь эта вульгарность уместна. Есть такая сравнительно объективная характеристика, как оригинальность и подражательность, но никто не обязан руководствоваться ей в оценках произведения. Никто не обязан любить фильм только за то, что ему принадлежит приоритет в открытии некой темы или приема. Может быть в истории кино фильма А первичнее чем Б, но я посмотрел Б раньше, и в моем кругозоре Б первичнее. Я не обязан вставать на точку зрения историка искусства. Аспектов у произведения много, и нет объективных причин одни аспекты считать более важными, чем другие, предпочитать стиль сюжету, прощать сложность из-за идейности и т.п.
Однако с другой стороны: хотя оценочные суждения субъективны, сам факт их существования вполне объективен. Для того, чтобы лучше понимать устройство культуры, надо не пытаться формулировать наилучшую оценку, а рассматривать существующий диапазон оценок как некую ауру, сопровождающую произведение искусства. Отдельная достойная тема- изучение этой ауры, в частности ее «поляризованности» - действительно ли отзывы разбросаны в диапазоне от восторга до отрицания, или в спектр оценок преобладают все же холодные, негативные цвета. Главное же - кому что и почему нравится и не нравится ( в одном и том же произведении искусства). Тут есть выход и на научно-статистический анализ. Составной частью изучения культуры должно стать «отзывоведение» - оно же «оценковедение».
Кстати, отдельный вопрос - зачем люди беседуют друг с другом «о кино», «о литературе», стараясь сверить оценки друг у друга. Формируют ли они тем самым новую идентичность?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments