k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

О происхождении капитализма из монастырей

Рэндалл Коллинз выдвигает очень любопытную теорию предпосылок капитализма в Азии, ключом к которой является «религиозный сектор экономики».
1. Важнейшим источником возникновения рыночных отношений при феодализме - и в Европе, и в  Китае, и в Японии – является монастырское хозяйство – в частности потому, что безбрачие и аскетизм позволяют поддерживать высокую норму инвестирования (и низкую норму потребления), а также потому что статус монастырей предоставляет хорошую защиту от налогов и конфискаций.
2. Следующим этапом возникновения предпосылок капитализма является «прорыв» рыночных отношений в светский сектор, происходящий из-за конфискации монастырских владений. То было и в Европе, и в Китае, ив  Японии, в Европе- во время реформации, а в Китае- еще раньше, в 9-13 веках.
3. 9-13 век (империя Сунь) – епрвое в истории цивилизации время распространения рыночных отнощений, и во многом именно первенству в создании рыночной, высокопроизводительной ( для своего времни)  экономики Китай обязан первенством в численности населения.
4. В Китае развитие рынка было прервано ростом регулирующего и фискального давления государства, что идеологически выразилось в переходе от буддизма к неоконфцуцианству (другие исследователи добавили бы, что конфуцианство перераспределила усилия лучших людей и носителей капитала в иные цели –в получение сложного образования для допуска к государственной службе).
5. Япония шла по пути пассивного импорта политических и религиозных институтов из Китая поэтому с опозданием повторяла китайский путь. Однако, к тому моменту, когда в Китае произошла «неоконфуцианская революция» эта зависимость уже окончилась, Япония достигла культурной автономии. Поэтому в Японии продолжилось «Китайское средневековье», государственной религией был буддизм, перехода к неоконфуцианству не произошло, и создание предпосылок капитализма продолжилось – что и сделало Японию самой передовой страной Азии и во многом предопределило в дальнейшем успех «революции Мейдзи».
Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments