k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Categories:

Философская подоплека споров о либерализме, рынке и конкуренции

В февральском номере "Нового мира" вышло мое эссе "Творчество как принудительное дарение" с подзаголовком: "Философская подоплека споров о либерализме, рынке и конкуренции". Поскольку "Новый мир "теперь вывешивает тексты с полугодовым опозданием, я взял на себя наглость вывесить текст здесь:
http://www.topos.ru/article/ontologicheskie-progulki/tvorchestvo-kak-prinuditelnoe-darenie

Некоторые цитаты:

В середине 90-х годов академик Д.С. Лихачев, поднимая принципы экономического либерализма на уровень культурологической закономерности, писал, что все новое рождается через хаос, и кризис как апогей неопределенности расчищает пространство для креативных деятелей[3] – однако его оппоненты, глядя на окружающую действительность, могли бы возразить, что хаос может быть законсервирован именно как хаос - обернувшись «нетворческим» кризисом.

Признание в благотворности конкуренции в этих условиях означает огромный аванс человеческой природе - надежда, что человек в любом случае преодолеет абсурд и найдет выход, хотя строго говоря, мы не можем делать однозначный прогноз такого рода, поскольку мы «по условию задачи» не знаем будущие вызовы, с которыми столкнемся, а значит не знаем и исхода этих столкновений. «Вина» либералов в том, что они признают благотворность процессов с непредсказуемым исходом. Такой завзятый сторонник конкуренции как Фридрих фон Хайек не сообщает ничего утешительного, когда говорит: «Ни один человек не знает заранее, как он будет действовать в условиях конкуренции, с какими конкретными обстоятельствами столкнется»


Идея самореализации, осуществляемой вопреки рынку ставит вопрос о даре - но при этом зачастую о даре бесполезном, не нужном – или не осознаваемом в качестве нужного. Далее же встает вопрос о навязанном, принудительном даре – вопрос необходимый для тех, для кого самореализацияи - и дарение плодов своей самореализации - есть вопрос о возвращении социальной полноценности. Право на дар превращается в привилегию дарить. При этом, дар отнюдь не невинная социальная акция - дар всегда обязывает одариваемого, дар вызывает к благодарности, так что по большому счету навязанный дар оказывается принудительным займом.
Subscribe

  • Новое отношение к трудолюбию

    В ХХ веке была традиция восхищения трудолюбием ученых "отдающих всего себя науке". Но в наше время стало ясно, что людям умственно труда (тем, кто…

  • О процессоцентричном труде

    Очень важная составляющая нашей культуры – труд, сомнительный по своим результатам, может быть даже никому не нужный, но очень ценный для тех, кто…

  • О книге Эрнеста Фёгелина «Новая наука политики»

    Книга издана издательством «Владимир Даль» в серии «Политическая теология», ибо является образцом весьма любимой в России игры ума – описания…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • Новое отношение к трудолюбию

    В ХХ веке была традиция восхищения трудолюбием ученых "отдающих всего себя науке". Но в наше время стало ясно, что людям умственно труда (тем, кто…

  • О процессоцентричном труде

    Очень важная составляющая нашей культуры – труд, сомнительный по своим результатам, может быть даже никому не нужный, но очень ценный для тех, кто…

  • О книге Эрнеста Фёгелина «Новая наука политики»

    Книга издана издательством «Владимир Даль» в серии «Политическая теология», ибо является образцом весьма любимой в России игры ума – описания…