k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Впечатление от выставки Герасимова

Побывал в Историческом музее на выставке сталинского «придворного живописца» Александра Герасимова. Выставка интересна тем, что на ней было немало его неофициозных работ, пейзажей, натюрмортов и натурщиц, и по ним то видно, что художник совершенно ординарный, если не сказать бездарный, но именно на фоне этих ординарных работ и интересно, какой значимостью «пишут» официозные работы. Через них видна энергия власти, буквально «излучения уицраура», и даже карикатурность этих картин подчеркивает эту значимость - поскольку они не просто эстетичны, на них видна работа по медленному убийству властью эстетики. На картинах буквально трещины и следы пуль - в том смысле, что требования заказчика убивали самые элементарные представления о композиции, какие у Герасимова, ученика Коровина и какого не есть профессионала, все-таки были. Тут и непропорционально большие - ради узнаваемости- головы у сидящих у президиуме съезда (несуществующего, воображаемого съезда), и огромные здания и статуи, доминируюшие над живыми людьми, включая Сталина. Видишь что ценность в искусстве создается не только талантом в узком профессианально-живописном смысле слова, но и превходящими обстоятельствами, и инвольтациями истории и даже сервильность может превратится в памятник сервильности. Видно, например, как живописное изображение партийных собраний пытается создать из них новые богослужения, на которых запечетлено рождение власти и новой легитимности. И конечно, вспоминается книга Канетти «Масса и власть», где говорится что ощущение силы толпы выражается через любые символы массовости - от груды зерна до горы трупов или черепов. И Герасимов прежде всего изображал толпу людей, подчинившихся одному вождю - на собрании, на митинге – или все как один бросившиеся на помощь раненному Ленину. И даже в его путевых заметках прежде всего изображаются грандиозная архитектура, и толпы людей, и даже «Половецкие пляски» Бородина предстают грандиозным митингом танцовщиц. Грандиозное подыгрывания попыткам власти и показать себя и замаскировать себя- и множество людей смотрят в рот добренькому Сталину.
Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment