k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

О бедствиях

Роман Альбера Камю «Чума» примечателен тем, что грозовая атмосфера 1940-х воплотилась в идее образе природного бедствия- бедствия в чистом виде, вне вопросов о вине, причине, борьбы и победы. Здесь подход Камю диаметрально противоположен подходу Эрста Юнгера, который говорит о чем угодно, - но понятия бедствия вообще не понимает, считает особым достоинством существование среди опасностей - и превращает историю в подобие толкиеновского Средиземья.

Точно также: Калигула в пьесе Камю хотя и является бедствием для окружающих, но в его фигуре нелзя усмотреть ни определенной, рациональной цели ни определенной «морали» - в отличие от фигур исторического Гитлера или мифического Саурона.

Если Камю актуален - то именно потому, что мы не умеем смотреть на происходящие вокруг политические процессы просто как на природные бедствия.

Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments