k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Categories:

Восприятие абстракции

На днях участвовал в интересном диспуте о восприятии абстракции -то есть как абстрактные понятия предстают нам в нашем сознании, в нашей интроспекции, какова феноменология абстрактного? Несколько утрируя, я бы сказал, что абстрактное человеческому восприятию непосредственно недоступно. Оно предстает сознанию через своих представителей- в коммуникации такими представителями являются знаки (слова, числа), в интроспективном опыте мышлении это могут быть не только слова, но и более или менее смутные образы, «ощущения понимания» - но и все эти образы и ощущения играют роль знаков, то есть апеллируют к непосредственно не данному абстрактному смыслу.
Главный вопрос, который немедленно возникает: как же абстрактный смысл присутствует в знаке (в мысленном образе)? Ответ видимо такой: он присутствует потому, что мы усматриваем особого рода связи этого образа с другими образами и знаками – и именно специфика этих связей превращает конкретный образ в представителя абстрактной идеи. Например, число само по себе, еще не абстракция, а просто некий фантазийный объект, а абстракцией оно становится, только если мы знаем о его связях с конкретными ситуациями, отвлечением от которых является число. Число «два» становится абстрактной идеей, если мы знаем, что оно связано с двумя килограммами, двумя кошками, двумя государствами и т.д. Абстракция «белое» может иметь любое воплощение в мышлении- как слово, как визуальный образ чего-то белого и т.д. но абстракцией оно становится. Если мы корректно выстраиваем связи между ним , его словесным обозначением, белыми предметами и т.д. Разумеется, все эти связи мы не усматриваем сразу и все, но воспринимая образ-знак абстрактной идеи, мы видим начало этих связей и знаем о своем умении эти связи выстраивать, вести соответствующую интеллектуальную работу по развертыванию смысла абстрактного понятия. Предчувствие такого имеющегося у нас умения, навыка выстраивания связей сопровождает восприятие знака (образа),и является важнейшей специфической чертой, делающей этот образ представителем абстрактной идеи.
Использованная литература: Юм с его теорией ассоциаций, и Кассирер, который в книге «Познание и действительность» писал, что всякое понятие- просто длинный ряд однородный элементов плюс правило, определяющее отбор новых элементов, которыми можно продолжать этот ряд.
Subscribe

  • Колебаться вместе с линией партии

    В знаменитом английском сериале «Да, г-н министр» есть знаменательный диалог, в котором Хамфри, постоянного заместителя министра (то есть человека,…

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments