k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Categories:

Об уменьшении ритуальности быта

Читая книгу Эрвина Гоффмана о публичном поведении, думаешь о том, сегодня, встречая противопоставление «сакральное-профанное», надо помнить, что исторически еще недавно любые бытовые действия начиная с трапез, были куда более «сакральными» чем сегодня. Во многом это было связано с психологической ригидностью, которая естественно порождает «ритуальность» любых регулярных действий.
В связи с этим возникает две альтернативных гипотезы. Либо можно предположить долгий тренд на снижение «ритуальности» быта, начавшийся еще в незапамятные архаичные времена- к этой гипотезе вроде бы подталкивает сравнение современного быта с любыми более древними аналогами, плюс вспомним что Конрад Лоренц писал о ритуалах в поведение животных .
Либо, мы можем предполагать что был процесс создания комплекса регулирующих поведение правил, который теперь разрушается – к этому, скажем, подталкивает чтение Норберта Эллиаса, а также возможно сравнение с исторической судьбой языковых грамматик. Приняв эту гипотезу, вероятно надо предположить, что «параболы» создания и разрушения обрядовых правил имеют места в разное время у разных народов, в разных социальных стратах и, может быть, в разных сферах деятельности.
Subscribe

  • От виртуальности к дополненности

    Между прочим покемоны - очень важно. Ведь это же первый, кажется, случай массового и коммерчески успешного применения технологии дополненной…

  • Происхождение европейской утопии

    Европейская утопия (Мора, Компанеллы, Рабле) возникла из несовпадения с одной стороны первых интуиций об обществе как организме с рациональным…

  • Поланьи, рынок и Древние Афины

    Если верить Карлу Поланьи (ему в данному пункте не обязательно верить, но…) рыночная площадь (агора) которая находилась в древнегреческих…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments