k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Сокращение круга ответственности: меньше, чем человек

В завоевавшем большую популярность посте профессора Сергея Зенкина по поводу Николая Десятниченко содержалась очень любопытное наблюдение: в нашумевшей полемике вокруг слов гимназиста выражение «невинно убитые» (которое употребил Петр Девятченков бундестаге) подменялось на «невинные жертвы», тем самым меняя смысл - . в первом случае требуется оценить правомерность гибели человека, во втором – самого человека в целом. Это различие очень любопытно, ибо в нем можно увидеть глобальный вектор моральной эволюции западного человечества, который можно было бы назвать сокращением объема (или «круга») ответственности.
Символически эту эволюцию можно было бы представить так. Ветхий завет по сути утверждает коллективную ответственность народа перед Богом. Важнейшие акторы ветхого завета - народы, «колены», роды. К этому надо прибавить догадки социальных психологов, что самой индивидуальности в древности еще надо было психологически вырваться из растворения в коллективе- как писал Поршнев, ««Мы и они» первичнее и глубже, чем «я и ты».
Но вот приходит христианство, которое расторгает узы коллективной ответственности, и предопределяет, что жизнь индивида будет судима Богом персонально. Стоит заметить, что эпоха господства религии совпадает с расцветом различным институциональных способов оценки достоинства человека в целом – например, через дворянский титул. Чем более отступают феодальные и религиозные парадигмы оценки личности, тем более выступают вперед правовые методики, не предполагающие «взвешивание» личности в целом, но лишь отдельного поступка ее. При этом, все чаще изыскиваются средства налагать ответственность не на человека в целом, но на человека как субъекта определенной деятельности: виновный в нарушении ПДД наказывается лишением прав - то есть наказывается именно как водитель (надо не убивать человека, но убить в человеке водителя) – отсюда вся система лицензирования, запретов на занятия определенной деятельностью и т.д. При этом, поскольку динамичная сетевая экономика требует дробления акторов- чтобы они легко заходили в проекты и выходили из них- то в сущности уже ставится вопрос не просто о раздроблении коллективов и сообществ до индивидов, но и о появлении субъектов, меньших, чем индивид. Речь идет о частичном участии индивидах в проекта- в бизнесе- черех механизмы ООО, оффшорные компании, и другие юридические «Прокладки», в сети- виртуальные личности, аккаунты с разными именами, псевдонимы и т.д.
Subscribe

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • О культуре как иерархии

    Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments