Краткий конспект книги Аганбена «Царство и слава».


Через всю истории христианской теологии и связанной с ней философии проходит представление о двойственности власти Бога, которую Аганбен обозначает как Царство и Правление.
Начало, возможно было положено в «Метафизике» Аристотеля, где в связи с богом обсуждалось отношения мира и блага: есть ли благо внешняя по отношении к миру вещь, или это внутренняя черта мира, подобная «порядку» (таксису), или это находящаяся в мире особая вещь от которой зависит порядок - как порядок войск зависит от полководца? Эти логические возможности применялись и к тому, как бог управляет миром.
У гностиков есть внешний по отношении к миру Бог- благо, и управляющий миром демиург.
Стоики различали провидение и фатум: фатум - обычная естественная причинность, провидение исходит от бога и включает в себя фатум.
Это разделение восприняли христиане. У Боэция провидение- замысел бога, фатум- его реализация. Впоследствии эта двойственность иногда называлась как «общее» и «частное» провидение. В некоторых версиях (например Мальбранша), общее провидение – установление общих законов, по которым действует мир, частное- непосредственное вмешательство, в том числе через нарушающие закон чудеса.
Эта разделение повлияло на различение законодательной и исполнительной власти у Руссо и других политических мыслителей Нового времени.
С этим же связано: различение сущности бога и его действия ( в паламических спорах «энергейи»).
В древности средневековье внешнее действие бога часто называлось «ойкономией» (в православных переводах – «домостроительство», «устроение»). Семантически ойкономия тесно связано с представлением о распределении (вещей по своим местам).
Единство бога – его сущность, его разделение на лица Троицы - ойкономия.
Личность Христа и его миссия на земле – ойкономия.
В ангелологии было аналогичное разделение ангелов на «предстоящих» и «исполняющих»- первые предстояли Богу и славили его, вторые работали и управляли миром и людьми.
В теории Славы Бога была аналогичное разделение – объективной Славы бога и славы как деятельности по прославлению (людьми, ангелами и всем творением).
Секуляризация теории власти предполагала устранение у этой биполярной машины трансцендентного полюса и сведение все к имманентному порядку (внутри которого могла появиться своя двойственность).

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded