k_frumkin

Categories:

Об "Идеальном несовершенстве" Яцека Дукая

Яцек Дукай в "Идеальном несовершенстве" показал себя как идеальный ученик Станислава Лема, способный на точное применение лемовского метода - масштабной экстраполяции заложенных в нашей цивилизации тенденций, замешанной на эволюционизме как базовой идеологии. Несомненно, интересным достижением научно-фантастического воображения является изобретенный Дукаем концепт "инклюзии", то есть искусственной параллельной вселенной, чьи физические константы специально подобраны для оптимизации находящегося в ней искусственного интеллекта, способного превзойти по мощности физический "предельный компьютер". Очень интересен концепт "Прогресса" то есть содружества имеющих общий корень существ на всех фазах "(терциях") эволюции - биологических существ, искусственных (постчеловеческих) существ и инклюзий (соответственно есть цензура сохраняющая старые терции и есть прогрессы, редуцировавшиеся к последней терции). . И, между прочим для философии сознания вполне может пригодиться предложенное Дукаем понятие "френ", то есть структура любой природы, способная поддерживать информационную систему, обладающую самосознанием. Удивительно, но в "Иных песнях" не проглядывало ничего подобного.Хотя, если сравнивать «Идеальное несовершенство» с «Иными песнями» можно увидеть как минимум два совпадения: 1) опять большое значение темы унизительного подчинения чужой воле. Но если в "Иных песнях" на этом строится сюжет, то в "несовершенстве" кажется неуместным архаизмом на фоне насквозь футуристического общества. 2) тема опасных африканских путешествий и охоты- в этом пунктеДукай выступает близнецом Эрнста Юнгера. 

И конечно восхищает лингвистическая авантюра: введение в текст четвертого граммматического рода, в котором гласная "у" (и иногда «ё»)  выполняет ту же функцию, что в женском роде- "а" (не знаю, какова тут роль переводчика).

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded