k_frumkin

Categories:

Питер Бергер, "Священная завеса"

Краткий конспект книги Питера Бергера «Священная завеса: Элементы социологической теории религии»
1. Между человеком и обществом существуют диалектические отношения, по схеме экстернализация-объективация—интернализация. Человек находится в состоянии постоянной экстернализации - излияния своей активности во внешнюю среду. Но человеческая деятельность оъективируется то есть превращается в противостоящую человеческому сознанию объективную фактичность.Эта фактичность интернализируется- то есть влияет на человека и формирует его, становясь субъективной фактичностью
2. Через экстернализацию и объективацию человек конструирует свой мир. Культура представляет собой совокупность продуктов человеческой деятельности. Общество является аспектом культурыь Социально сконструированный мир есть прежде всего упорядоченный опыт, в рамках которого имеется осмысленный порядок (номос). Оторванность от общества и номоса порождает страх и потерняность называемые аномией.
3. Обычно номос считается само собой разумеющимся, укорененным во вселенную и природу вещей. Религия укореняет номос в космос в сакральном модусе (то есть с привлечением мистических внушающих страх сил). Религия конструирует священный космос.
4. Любое социальное знание легитимирует номос. Религия легитимирует социальные институты, помещая их в систему координат священного космоса. Важнейшим методом легитимации является постоянное напоминание - и это одна из задач религиозного ритуала. Особенность религиозной легитимации является ее тесная связь с повседневностью и потребностями практической жизни.
5. Для религии очень важным является наличие религиозной общины, поскольку община как социальная среда является структурой достоверности для религиозных представлений, обеспечивая их интернализацию в процессе социализации людей.
6. Объяснение аномических феноменов с точки зрения господствующего номоса можно назвать теодицеей. Важнейшей характеристикой теодицеи часто является мазохистская установка, то есть жертвование индивидом ради всеобъемлющего целого. В истории религий вариантами мазохистской теодицеи могло являться языческая идея тесной связи между обществом и природой и между поколениями, мистицизм , концепция кармы и сансары, мессианско-милленаристский комплекс, идея компенсации после смерти.
7. Признание фактичности общества непреодолимыми и неконтролируемыми называется отчуждение. Отчуждение есть порождение воображаемой неизбежности. Религия является одной из самых мощных сил, работающих на отчуждение. Религия мистифицирует институты и объясняет их, выходя за пределы их эмпирического существования.
8. Секуляризация уничтожает монополию религий, вынуждает конфессии конкурировтаь между собой, тем самым вынуждая религии рационализировать свои легитимирующие объяснения и ограничивать сферу их действия личной жизнью прихожан постепенно отходя от объяснения политических и экономических феноменов. Как публичная риторика религия лишается реальности, но остается как частная добродетель. Реальность религии становится частным делом индивидов. Таким образом будущее религии формируется процессами секуляризации, плюрализации и субъективизации.
9. Исследователь религии в рамках своего исследования не может быть верующим он должен придерживаться «методологического атеизма».

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded