k_frumkin

Category:

Искусство про искусство

(Размышления после выставки скульптора Сарры Лебедевой). Все-таки очень много деятели искусства посвящают свое творчества другим деятелям искусства. Художники рисуют художников (также писателей и артистов) писатели пишут "Литературные портреты" и все пишут мемуары о встречах друг с другом. А сколькое есть фильмов о киносъемках! Советское государство  пыталось переключить эту индустрию на изображение "героев труда", ну, судите сами, насколько успешно. Количественно, конечно успешно. Однако сейчас расклад таков, что созданный Лебедевой скульптурный портрет Чкалова стал частью экспозиции посвященной творчеству Лебедевой, а не какого-бы то культурного комплекса о Чкалове. Тут, конечно,  велика мотивирующая роль всякого рода ( в широком смысле) искусствоведов, которые, будучи "распорядителями славы", очень ценят такое "искусство про искусство" (да, не "для" а "про"),  потому что оно для них становится не только материалом, но и одновременно источником. И в этой связи "архетипична" новелла Фаулза "Бедный Коко", в которой пришедший в дом писателя вор в гневе сжигает его рукопись, потому что она посвящена другому писателю (Пикоку), а не такому простому человеку, как он. "Больше всего его, вероятно, возмутило приложение драгоценного дара магии слова, в котором ему было отказано, всего лишь к еще одному неизвестному магу слов".  Конечно, рынок могущественнее советской власти, он заставляет писать о сыщиках и супергероях. Но если костлявая рука рынка или парторга ослабевает или отвлекается - любая деятельность стремится замкнуться на себе (например- в форме воспоминаний о самой себе).

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded