k_frumkin

Category:

О подарках. Посленовогодние размышления.

 Обычай дарить подарки создает колоссальный спрос на не очень нужные вещи. Этот парадокс связан с разделением приобретения и пользования:  приобретает вещь даритель, а пользоваться (или не пользоваться) должен одариваемый. Праздники, дни рождения и корпоративные события порождают огромный оборот предметов, никому не нужных и никем не используемых. Это явление можно назвать мнимым или фиктивным спросом, хотя на его удовлетворение тратятся отнюдь не мнимые ресурсы. Нечто отдаленно сходное существует в сфере производства контента: публикаторы (СМИ, издательства, сайты) порождают спрос на тексты, которые вовсе не обязательно будут прочитаны и который отнюдь не тождественен читательскому спросу. Зайдите в любой магазин «Подарки» - он наполнен вещами, на которых как будто крупными буквами написано: «Они никому и не зачем не нужны», и все же их порой покупают, ибо они обслуживают определенные социальные отношения. Возможно, здесь есть генеалогическая связь с традицией потлачей и жертвоприношений, когда ценности уничтожались, сжигались – что разумеется со временем подталкивало использовать в этих разорительных обрядах вещи похуже, например отдавать богам наименее ценные части туши животного. Замечательное слово «безделушка» в современно контексте играет новыми красками. Вывод: подарки должны быть съедобными, алкогольными или денежными.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded