k_frumkin

Categories:

О процессоцентричном труде

Очень важная составляющая нашей культуры – труд, сомнительный по своим результатам, может быть даже никому не нужный, но очень ценный для тех, кто им занят, и при этом (что закономерно) претендующий на поддержку третьих лиц, вовсе не являющихся потребителями результатом этого труда. Этот труд можно назвать «процессоцентричным», в том смысое, что процесс в нем важнее результата. Самый банальный пример: ребенок подходит к взрослому: смотри какого мишу/кисю я нарисовал!», а нарисовал он плохо, но взрослый же это не скажет, он скажет – ну, наоборот. 

А во взрослом мире тысячи деятелей разных искусств, и сотни культурных институций объясняют обществу: их надо поддержать, не потому что их читают, смотрят, слушают, а потому, что надо поддерживать культуру как процесс - в целом важно чтобы вот, художник сидел и рисовал, писатель сидел и писал, а кто прочтет и нужно ли, чтобы кто-то прочел - остается не вполне ясным.

Более сложный случай – зрелища, потребитель у которых безусловно есть, но которые не могут переложить все издержки своего существования на этого потребителя. Например, театр или футбол. Вопрос: должны ли несколько десятов миллионов налогоплательщиков помогать получать особое удовольствие нескольким сотням тысяч театралов? Но тут вступает опять в силу риторика «поддержи культуру как процесс». 

Еще более сложный случай - хендмейд. Это вроде бы и рыночная индустрия, но в ней внутри спрятана та же претензия. Почему надо покупать эту сумочку, хотя в соседнем молле не хуже и дешевле? Честный ответ был бы: потому что нам по кайфу шить сумочки (а если повезет, мы получим помощь от государства). Государство иногда финансирует эту странную ситуацию под флагом поддержки «традиционных ремесел» или «этнического бизнеса».

В сущности, любая вымирающая индустрия – от добычи угля в определенных регионах до СМИ в глобальном масштабе - скорее всего доходит до требований поддержки процесса: нам по кайфу, а результат…

Андеграунд часто полон такими людьми – перебиваясь случайными заработками, они заняты чем-то высоким – стихами, музыкой, погружением в Нирвану.Но если осуществится идея безусловного базового дохода - то сколько миллионов людей смогут найти себе «дело по душе», то есть такое дело, о востребованности результатов которого можно не думать?

Все эти случаи - и множество, наверное других им подобных – разные, но у них ест кое-что общее: «Не для вас это все. Не для того – чтоб включали, для того – чтоб делали. Где надо, работает, там потребитель главный. А где не надо, там процесс важнее результата; процесс – это жизнь, результат – это смерть.»

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded