k_frumkin

Categories:

Хлеб против зрелищ

Конкуренция хлеба и зрелищ, или о Неполитической борьбе холодильника с телевизором. Читая книгу Бенерджи и Дюфло «Экономика бедных». Как показывают исследования, важным обстоятельством, мешающим борьбой с мировым голодом, является то, что в семейном бюджете беднейших жителей планеты еда очень драматически конкурирует с развлечениями. Развлечения двух видов: порожденные современной цивилизацией (телевизоры, dvd-плеееры, мобильники) и традиционные - прежде всего праздники, свадьбы и похороны. Вещь не частая, но дорогостоящая: в ЮАР похороны могут «съесть» 40% годового бюджета семьи. При этом сельский бедняк из Марокко может сознавать, что недоедает, что нуждается в дополнительной пище – но покупает телевизор. То есть, реальные бюджетные обследования опровергают простое понимание пирамиды Маслоу. Но еще интереснее, что конкуренция с развлечениями существует даже в той части семейного бюджета беднейших жителей Земли, которая выделяется на продовольствие: тут существует конкуренция хлеба и пирожных, то есть сытного с дорогим и вкусным; дополнительный доход может побудить человека купить пирожное вместо хлеба в итоге, в Индии реальный рост доходов населения приводит к тому, что беднейшие слои начинают получать в пище меньше калорий и питательных веществ, поскольку предпочитают вкусное (по их субъективному мнению) полезному и/или калорийному. К этому надо добавить, что современный бедняк с большой вероятностью страдает от безработицы, а значит, у него есть много свободного времени, что тоже способствует потреблению интертеймента. 

Меня в данном случае больше интересует, что эти факты нам сообщают о человеческой природе и наших футуристических перспективах. Энтузиасты советского коммунистического проекта от Стругацких до Бузгалина мечтали(ют) что человека в будущем захватит «творческий труд», но это явно некое насилие над нашей природы, нам естественно быть человеком играющим – на любом уровне благосостояния. Впрочем, отдельный вопрос, в какой степени подлинная или мнимая привлекательность творческого труда объясняется тем, что по сути это геймификация труда (и наоборот – в какой степени привлекательность развлекательных игр объясняется их творческим компонентом). И должно ли Развлечение быть приманкой, чтобы куда-то вести – или просто убийцей нарастающей громады Свободного времени?

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded