Тут главная проблема в том, что результат любого действия многомерен. То есть, у любого действия - бессчетное число последствий. Вы не только рубите дерево, но и увеличиваете температуру окружающей среды, убиваете жуков-короедов, усиливаете деградацию почв и т.д. Компьютер не только считает, но еще шумит, светится и и греется. Какое из бессчисленных последствий моих действий есть моя цель? Ответить на этот вопрос можно, только ценностно ранжируя разные последствия действия. Носитель сознания отличается тем, что не просто нацелен на определенный результат, но четко очерчивает определенный - ценный для него - аспект этого результата. Относительно бессознательной системы мы не можем сказать, на какое именно из бесчисленных последствий своего функционирования она нацелена, если только не существует обладающего сознанием наблюдателя, который приписывает одному из последствий функционирования системы наибольшую ценность. А сама по себе лампа не знает, какое именно из ее действий- световое или тепловое- является ее "целью". Для живых систем, наблюдатель, выбирая цель, прибегает к "вторичной рационализации"- например, руководствуясь логикой эволюционизма и выживания.
Почему целью может обладать только носитель сознания
Тут главная проблема в том, что результат любого действия многомерен. То есть, у любого действия - бессчетное число последствий. Вы не только рубите дерево, но и увеличиваете температуру окружающей среды, убиваете жуков-короедов, усиливаете деградацию почв и т.д. Компьютер не только считает, но еще шумит, светится и и греется. Какое из бессчисленных последствий моих действий есть моя цель? Ответить на этот вопрос можно, только ценностно ранжируя разные последствия действия. Носитель сознания отличается тем, что не просто нацелен на определенный результат, но четко очерчивает определенный - ценный для него - аспект этого результата. Относительно бессознательной системы мы не можем сказать, на какое именно из бесчисленных последствий своего функционирования она нацелена, если только не существует обладающего сознанием наблюдателя, который приписывает одному из последствий функционирования системы наибольшую ценность. А сама по себе лампа не знает, какое именно из ее действий- световое или тепловое- является ее "целью". Для живых систем, наблюдатель, выбирая цель, прибегает к "вторичной рационализации"- например, руководствуясь логикой эволюционизма и выживания.
-
"В круге первом" и "Волшебная гора"
Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…
-
«В круге первом»
Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…
-
О культуре как иерархии
Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…
- Post a new comment
- 17 comments
- Post a new comment
- 17 comments
-
"В круге первом" и "Волшебная гора"
Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…
-
«В круге первом»
Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…
-
О культуре как иерархии
Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…