k_frumkin (k_frumkin) wrote,
k_frumkin
k_frumkin

Categories:

Полный привет с экономическим образованием

Вчера был на организованном компанией ФБК мероприятии, на котором руководители некоторых ведущих экономических школ (РЭШ, Международный институт экономики ВШЭ и Экономическая школа ФБК) рассказывали о проблемах экономического образования.
Если верить тому что там сообщалось, то:

1)      Существует мировой рынок преподавателей экономки, обладающих международным уровнем. Он охватывает примерно 20-30 тысяч человек, именно их нанимают ведущие университеты мира. Центр этого рынка находится в США – поскольку на специальном американском сайте университеты дают объявления о вакансиях, и поскольку на территории США происходит большинство предварительных интервью. Среди российских ВУЗов в качестве нанимателей на этом рынке регулярно присутствуют только два- РЭШ и ВШЭ (еще сейчас наверное появятся Сколково и что то питерское). В Китае- около 30 Университетов.

2)      Российские экономические ВУЗы не привлекают зарубежных преподавателей не потому, что у них нет денег, а потому что они находятся в особом состоянии, которое Сергей Гуриев назвал "Областная наука". Суть этого состояния заключается в том, что в российских вузов самовоспроизводится сообщество неквалифицированных преподавателей, не настроенных на контакты с внешним миром и котирующихся только внутри данного ВУЗа. На западе уровень преподавателя и ВУЗа измеряют по качеству его научно-исследовательских работ – в России большинство преподавателей не ведут вообще никакой научной работы. Если ведут – то она воплощается в публикациях самого ВУЗа, и оценивается существующим внутри ВУЗа диссертационным советом. В США действует принцип, согласно которому выпускник одного университета устраивается на работу в другом. В России большинство преподавателей верстаются из выпускников данного ВУЗа. При этом российские ВУЗы не склонны развивать какие-то совместные проекты с внешним миром, и не желают приглашать вообще кого бы то ни было со стороны – не только зарубежных преподавателей, но и, скажем, представителей бизнеса. В результате такого «воспроизводства посредственности» качество преподавания за прошедшие 20 лет не изменилось – ученики воспроизводят уровень учителей. Как сказал один вернувшийся в Москву после 15-летнего отсутствия мигрант, «у вас банки другие, компании другие, дома другие, а Академия наук все та же». Проблема данного «воспроизводства посредственности» не только в том, что низко качество преподавания, но и то, что она отторгает любые попытки ее реформировать. Все лучшие проекты в сфере экономического образования (РэШ, ВШЭ, Сколково) были созданы с нуля, на пустом месте. Международный институт экономики ВШЭ первоначально создавался на базе Экономфака МГУ – но среда его «отторгла».

3)      Вестернизации экономического образования также отчасти мешают наши образовательные стандарты, которые – даже если бы они были безупречно хороши – по сравнению с западом предполагают «привитие» будущим экономистам энциклопедических знаний в ущерб специальным. Вообще предметов в российских вузах больше, а специальных предметов – меньше, и часов по ним тоже меньше.

4)      При всем том, по мнению западных экспертов  в экономическом образовании в России подвижки идут лучше всего. В остальных гуманитарных и социальных науках еще хуже.

5)      Существует небольшое количество (менее десятка) российских экономистов, имеющих «котирующиеся» международные публикации и цитируемость. Это Журавская, Гуриев, Сонин, Анатольев и еще несколько человек. При этом у Екатерины Журавской- огромный отрыв, она в несколько раз превосходит всех остальных, по этому формальном признаку, это лучший экономист России. Впрочем, у экономистов российского происхождения, работающих в западных университетах, показатели еще выше.

6)      Встреча выпускников Экономического факультета МГУ, произошедшая примерно через 20 лет после выпуска показала, что те, кто учился хуже, стал богаче, и часто владеет собственным бизнесом. Те, кто учился лучше, занят на наемной аналитической работе. 



Subscribe

  • Колебаться вместе с линией партии

    В знаменитом английском сериале «Да, г-н министр» есть знаменательный диалог, в котором Хамфри, постоянного заместителя министра (то есть человека,…

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments

  • Колебаться вместе с линией партии

    В знаменитом английском сериале «Да, г-н министр» есть знаменательный диалог, в котором Хамфри, постоянного заместителя министра (то есть человека,…

  • "В круге первом" и "Волшебная гора"

    Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…

  • «В круге первом»

    Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…