Если существует [«если бы существовал»] бессмертный дух, то для него воплощение в смертное тело и забвение своего бессмертия было бы единственным способом уникально прирастить свой опыт, узнав то, чего нельзя узнать никаким другим способом – тревогу за свое собственное существование. Таким образом, им была бы сразу получены две важнейших и также недостижимых иным способом идеи: идея небытия, и идея Внешнего, находящегося за пределами данного субъекта - ибо для бессмертного преодоление солипсизма было бы крайне проблематичным. Так Небытие стало бы первым Другим, первым Внешним, по аналогии с которым можно было бы вообразить и иные трансцендентности – Бога, другое сознание и т.д. А страх смерти является самым концентрированным и уникальным способом познания идеи небытия.
-
"В круге первом" и "Волшебная гора"
Думаю о параллелях между «В круге первом» Солженицына и «Волшебной горой». Общее, конечно – тема «закрытого заведения», и если санаторий у Манна –…
-
«В круге первом»
Солженицын, на мой взгляд, очень похож на любимого мной Марка Алданова, и для этого есть две причины - одна литературная, вторая бытийная.…
-
О культуре как иерархии
Размышляю над выступлением Авдотьи Смирновой на Гайдаровском форуме, где она сказала, что культура «в моем понимании этого слова» - в опасности,…
- Post a new comment
- 3 comments
- Post a new comment
- 3 comments